XXII Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Зооморфные сравнения в романе Захара Прилепина «Обитель» как доказательство единства всего живого

Зинаида Владимировна Тупикова
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

ауд. 206
2019-04-17
14:40 - 15:00

Ключевые слова, аннотация

Доклад посвящен анализу зооморфных сравнений в романе Захара Прилепина, приводится их классификация, делается вывод об их значении для идеи романа. Выделяются три группы сравнений на основании общего образа сравнения (сравнивающего компонента): сравнения с рыбой, с птицей и с собакой, которые можно представить как символы нижнего, верхнего и среднего мира. Выдвигается гипотеза о том, что данное противопоставление несущественно для романа, одна из идей которого показать единство всего живого. Зооморфные сравнения анализируются также с точки зрения воздействия на читателя.



Тезисы

Особая роль зооморфных сравнений в художественной системе Захара Прилепина обнаруживается, с одной стороны, в частоте их употреблений, а с другой, в идейной значимости, которую исследователи определяют как осознание нелепости, неестественности, незначительности всего окружающего и распада всех связей, а одновременно с этим — надчеловеческое ощущение родства с чем-то единым, великим и безнадежно утерянным человечеством. Зоологические образы в тексте романа выполняют следующие функции : 1) выделение главных черт характера героя; 2) передача психического состояния персонажа; 3) портретная характеристика; 4) демонстрация эмоционального состояния человека; 5) характеристика действий и поведения героев; 6) изображение окружающего мира; 7) выражение авторской интенции в произведении. В романе мы выделили три группы сравнений на основании общего образа сравнения (сравнивающего компонента): сравнения с рыбой, с птицей и с собакой, которые можно представить как символы нижнего, верхнего и среднего мира. В тексте встречаются сравнения, в которых объединяются выделенные образы: Они [фитили] сами были похожи то ли на обросших редким скользким волосом рыб, то ли на облезших, в редких перьях и грязной чешуе, птиц. Сравнивающими компонентами выступают рыба и птица, оформленные как однородные члены предложения с помощью союза то ли… то ли. Рыбы как представители нижнего подводного мира и птицы как представители верхнего небесного мира в своих символических значениях являются противоположностями. Однако в анализируемом контексте противопоставление снимается: оба образа оцениваются отрицательно и находятся как бы в одной плоскости (то ли на обросших редким скользким волосом рыб, то ли на облезших, в редких перьях и грязной чешуе, птиц). Кроме того, для создания сравнения лексемы, входящие в распространяющее определение, используются в нехарактерном для них сочетании: так, принято считать, что волосы являются частью человека или животного, в то время как чешуя принадлежит некоторым позвоночным животным (рыбам, ящерицам, змеям), что отражено в лексических значениях данных слов. Расширение сочетаемости данных лексем отражает идею о единстве всего в мире. Анализ сравнений подтвердил гипотезу о том, что зооморфные сравнения в прозе Прилепина призваны поддержать идею о единстве и общности всего живого, которое утеряно человечеством. Разграничение по выделенным трем мирам, которое поддерживается символическими значениями анализируемых образов (рыба, собака, птица), несущественно для романа, мысль о единстве снимает это противопоставление. Зооморфные сравнения, на наш взгляд, являются значимыми элементами художественного мира Захара Прилепина, которые выражают, во-первых, ключевые идеи произведения, а во-вторых, являются чертой идиостиля писателя.