Зооморфные сравнения в романе Захара Прилепина «Обитель» как доказательство единства всего живого
Зинаида Владимировна Тупикова
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
ауд. 206
2019-04-17
14:40 -
15:00
Ключевые слова, аннотация
Доклад посвящен анализу зооморфных
сравнений в романе Захара Прилепина, приводится их классификация, делается
вывод об их значении для идеи романа. Выделяются три группы сравнений на основании общего образа сравнения
(сравнивающего компонента): сравнения с рыбой, с птицей и с собакой, которые можно
представить как символы нижнего, верхнего и среднего мира. Выдвигается гипотеза
о том, что данное противопоставление несущественно для романа, одна из идей
которого показать единство всего живого. Зооморфные сравнения анализируются также с точки зрения воздействия на читателя.
Тезисы
Особая
роль зооморфных сравнений в художественной системе Захара Прилепина обнаруживается,
с одной стороны, в частоте их
употреблений, а с другой, в идейной значимости, которую исследователи определяют
как осознание нелепости, неестественности, незначительности всего окружающего и
распада всех связей, а одновременно с этим — надчеловеческое ощущение родства с
чем-то единым, великим и безнадежно утерянным человечеством.
Зоологические образы в тексте романа выполняют следующие функции : 1) выделение главных черт
характера героя; 2) передача психического состояния персонажа; 3) портретная
характеристика; 4) демонстрация эмоционального состояния человека; 5) характеристика
действий и поведения героев; 6) изображение окружающего мира; 7) выражение
авторской интенции в произведении.
В
романе мы выделили три группы сравнений на основании общего образа
сравнения (сравнивающего компонента): сравнения с рыбой, с птицей и с собакой, которые
можно представить как символы нижнего, верхнего и среднего мира.
В тексте встречаются сравнения, в которых объединяются выделенные
образы: Они [фитили] сами были похожи то ли на обросших редким скользким волосом
рыб, то ли на облезших, в редких
перьях и грязной чешуе, птиц. Сравнивающими компонентами выступают рыба и птица, оформленные как однородные члены предложения с помощью союза
то ли… то ли. Рыбы как представители
нижнего подводного мира и птицы как представители верхнего небесного мира в
своих символических значениях являются противоположностями. Однако в
анализируемом контексте противопоставление снимается: оба образа оцениваются
отрицательно и находятся как бы в одной плоскости (то ли на обросших редким скользким волосом рыб, то ли на облезших, в
редких перьях и грязной чешуе, птиц). Кроме того, для создания сравнения
лексемы, входящие в распространяющее определение, используются в нехарактерном
для них сочетании: так, принято считать, что волосы являются частью человека
или животного, в то время как чешуя принадлежит некоторым позвоночным животным
(рыбам, ящерицам, змеям), что отражено в лексических значениях данных слов.
Расширение сочетаемости данных лексем отражает идею о единстве всего в
мире.
Анализ
сравнений подтвердил гипотезу о том, что зооморфные сравнения в прозе Прилепина
призваны поддержать идею о единстве и общности всего живого, которое утеряно
человечеством. Разграничение по выделенным трем мирам, которое поддерживается
символическими значениями анализируемых образов (рыба, собака, птица), несущественно
для романа, мысль о единстве снимает это противопоставление. Зооморфные
сравнения, на наш взгляд, являются значимыми элементами художественного мира
Захара Прилепина, которые выражают, во-первых, ключевые идеи произведения, а
во-вторых, являются чертой идиостиля писателя.