XXII Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Дискурсивные политики противостояния угнетенных в антиутопии Маргарет Этвуд «Рассказ служанки»

Андрей Владимирович Мальцев
Докладчик
магистрант 2 курса
Южный федеральный университет

ауд. 190
2019-04-18
12:40 - 13:00

Ключевые слова, аннотация

В докладе анализируются дискурсивные политики противостояния тоталитарному обществу в антиутопии М. Этвуд «Рассказ служанки»: когнитивные, эмоциональные, аффективные и речевые средства борьбы с запретами, призванными всецело поработить фертильных женщин. В условиях полномасштабного контроля и кровавых расправ за неповиновение все еще существует возможность сохранения ментальной свободы, важной для женщин, скрытно борющихся за свою личностную идентичность. В работе выделены несколько групп запретов и способов противостояния им, согласно которым исследуется антиутопическая проблематика романа.

Тезисы

Канадский роман М. Этвуд (1939, Atwood) «Рассказ служанки» 1985 г. продолжает развитие антиутопических художественных миров. Произведение антиутопично по своему содержанию: конструируется общество бесправных рабов — служанок, не женщин, но вещей, или продуктов, своих хозяев, приобретших в своем меньшинстве всеобъемлющую власть над человеческим естеством и пользующихся плодами своей собственности по усмотрению семьи. Наряду с экзистенциальным, феноменологическим и исповедальным регистрами это прежде всего антиутопия — модель деспотического общества в абсолюте, где бывших людей лишают всех возможных прав, где накладываются запреты не только на обычное общественное поведение, но и на рефлексивное мышление как таковое. Где на когнитивном уровне уничтожают человеческое начало, превращая людей, женщин, бывших и потенциальных матерей в предметы владения своих безусловных хозяев.
Одной из важных характеристик антиутопической меры становится попытка противостояния, которая практически всегда претерпевает неудачу. В «Рассказе служанки» борьба ведется на двух фронтах. Очевидны экстремистские попытки нарушения запретов, такие как суицидальные идеи, нежелание участия в публичных казнях, хранение и передача писем служанок, создание подпольного клана, планирующего полномасштабный теракт. Однако основное противостояние разворачивается на дискурсивном уровне: борьба с запретами ведется на этапе когнитивных, эмоциональных, телесных и речевых политик.
Дискурсивные политики запретов и попытки противостояния им разделены в данном докладе на несколько типологических групп.
1. Запрет на объективацию: невозможность распознания другого как личности, как отдельного человека, отдельный опыт.
2. Запрет на субъективацию: невозможность распознания себя как личности со своим опытом.
3. Запрет на номинацию: запрет на ношение своего имени и называние истинных имен других служанок.
4. Запрет на коммуникацию: запрет на свободное общение и выражение своих эмоций и мыслей.
5. Запрет на наррацию: запрет на высказывание своего опыта, на рассказ о прошлом и настоящем.
6. Запрет на выражение телесности: невозможность воспринимать свое тело и тела других, запрет на телесные наслаждения.
7. Запретное пространство: отсутствие свободного пространства, запрет на свободное перемещение.
Подобная типология помогает в полной мере раскрыть проблематику антиутопического государства. В данном докладе подробно анализируются отдельные группы запретов и когнитивные, аффективные, эмоциональные и речевые средства противостояния им.