Дискурсивные политики противостояния угнетенных в антиутопии Маргарет Этвуд «Рассказ служанки»
Андрей Владимирович Мальцев
Докладчик
магистрант 2 курса
Южный федеральный университет
Южный федеральный университет
ауд. 190
2019-04-18
12:40 -
13:00
Ключевые слова, аннотация
В докладе анализируются дискурсивные политики противостояния тоталитарному обществу в
антиутопии М. Этвуд «Рассказ служанки»: когнитивные, эмоциональные, аффективные
и речевые средства борьбы с запретами, призванными всецело поработить
фертильных женщин. В условиях полномасштабного контроля и кровавых расправ за
неповиновение все еще существует возможность сохранения ментальной свободы,
важной для женщин, скрытно борющихся за свою личностную идентичность. В работе
выделены несколько групп запретов и способов противостояния им, согласно
которым исследуется антиутопическая проблематика романа.
Тезисы
Канадский
роман М. Этвуд (1939, Atwood) «Рассказ служанки» 1985 г. продолжает развитие
антиутопических художественных миров. Произведение антиутопично по своему
содержанию: конструируется общество бесправных рабов — служанок, не женщин, но
вещей, или продуктов, своих хозяев, приобретших в своем меньшинстве
всеобъемлющую власть над человеческим естеством и пользующихся плодами своей
собственности по усмотрению семьи. Наряду с экзистенциальным,
феноменологическим и исповедальным регистрами это прежде всего антиутопия —
модель деспотического общества в абсолюте, где бывших людей лишают всех
возможных прав, где накладываются запреты не только на обычное общественное
поведение, но и на рефлексивное мышление как таковое. Где на когнитивном уровне
уничтожают человеческое начало, превращая людей, женщин, бывших и потенциальных
матерей в предметы владения своих безусловных хозяев.
Одной из важных характеристик антиутопической меры становится попытка противостояния, которая практически всегда претерпевает неудачу. В «Рассказе служанки» борьба ведется на двух фронтах. Очевидны экстремистские попытки нарушения запретов, такие как суицидальные идеи, нежелание участия в публичных казнях, хранение и передача писем служанок, создание подпольного клана, планирующего полномасштабный теракт. Однако основное противостояние разворачивается на дискурсивном уровне: борьба с запретами ведется на этапе когнитивных, эмоциональных, телесных и речевых политик.
Дискурсивные политики запретов и попытки противостояния им разделены в данном докладе на несколько типологических групп.
1. Запрет на объективацию: невозможность распознания другого как личности, как отдельного человека, отдельный опыт.
2. Запрет на субъективацию: невозможность распознания себя как личности со своим опытом.
3. Запрет на номинацию: запрет на ношение своего имени и называние истинных имен других служанок.
4. Запрет на коммуникацию: запрет на свободное общение и выражение своих эмоций и мыслей.
5. Запрет на наррацию: запрет на высказывание своего опыта, на рассказ о прошлом и настоящем.
6. Запрет на выражение телесности: невозможность воспринимать свое тело и тела других, запрет на телесные наслаждения.
7. Запретное пространство: отсутствие свободного пространства, запрет на свободное перемещение.
Подобная типология помогает в полной мере раскрыть проблематику антиутопического государства. В данном докладе подробно анализируются отдельные группы запретов и когнитивные, аффективные, эмоциональные и речевые средства противостояния им.
Одной из важных характеристик антиутопической меры становится попытка противостояния, которая практически всегда претерпевает неудачу. В «Рассказе служанки» борьба ведется на двух фронтах. Очевидны экстремистские попытки нарушения запретов, такие как суицидальные идеи, нежелание участия в публичных казнях, хранение и передача писем служанок, создание подпольного клана, планирующего полномасштабный теракт. Однако основное противостояние разворачивается на дискурсивном уровне: борьба с запретами ведется на этапе когнитивных, эмоциональных, телесных и речевых политик.
Дискурсивные политики запретов и попытки противостояния им разделены в данном докладе на несколько типологических групп.
1. Запрет на объективацию: невозможность распознания другого как личности, как отдельного человека, отдельный опыт.
2. Запрет на субъективацию: невозможность распознания себя как личности со своим опытом.
3. Запрет на номинацию: запрет на ношение своего имени и называние истинных имен других служанок.
4. Запрет на коммуникацию: запрет на свободное общение и выражение своих эмоций и мыслей.
5. Запрет на наррацию: запрет на высказывание своего опыта, на рассказ о прошлом и настоящем.
6. Запрет на выражение телесности: невозможность воспринимать свое тело и тела других, запрет на телесные наслаждения.
7. Запретное пространство: отсутствие свободного пространства, запрет на свободное перемещение.
Подобная типология помогает в полной мере раскрыть проблематику антиутопического государства. В данном докладе подробно анализируются отдельные группы запретов и когнитивные, аффективные, эмоциональные и речевые средства противостояния им.