XXII Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Лингвостилистические средства создания образности в современных российских рэп-батлах

Анна Глебовна Протопопова
Докладчик
магистрант 2 курса
Новосибирский государственный университет

ауд. 4-у
2019-04-15
17:20 - 17:40

Ключевые слова, аннотация

Исследование посвящено изучению образных средств, которые используются в рэп-батлах. Цель работы — комплексное лингвистическое описание указанных средств. Актуальность исследования подтверждается популярностью рэп-батлов и их влиянием на сознание молодежной аудитории и общества в целом. Разнообразие образных средств в исследуемом материале говорит о том, что для победы в рэп-батлах необходим высокий уровень владения языком, с помощью которого достигается необходимый коммуникативный эффект.

Тезисы

Исследование посвящено изучению образных средств, которые используются в рэп-батлах — одном из видов современного музыкального искусства. Объект исследования — современные российские рэп-батлы (с 2016 г.). Предмет исследования — комплекс лингвостилистических средств в современных российских рэп-батлах. Цель работы — комплексное лингвистическое описание указанных средств.
Материал исследования — 636 разнородных по составу языковых единиц (ЯЕ), используемых для придания образности текстам батлов. Источник материала — тексты батлов «Oxxxymiron-Гнойный» (2017), «Хованский-Ларин» (2016), «VITYABOVEE-Пиэм» (2018).
Актуальность исследования подтверждается популярностью  рэп-батлов и их влиянием на сознание молодежной аудитории и общества в целом.
Наиболее широко в материале представлена метафора (204 единицы, 32% от всех ЯЕ). Самой продуктивной сферой метафоризации является перенос наименования из сферы неживых предметов/явлений в сферу неживых предметов/явлений (102 ЯЕ, 50% от всех метафор). Это объясняется тем, что часто участники рэп-батлов передают свое отношения к действиям соперника через сравнения с распространенными явлениями действительности или предметами. Яркий пример такой метафоры — это не батл, а демонстрация пищевой цепи.
Частое употребление прецедентных феноменов (166 ЯЕ, 26%) объясняется тем, что участники батлов показывают свою осведомленность о разных событиях и личностях, «вписанность в контекст». Мы разделили прецедентные феномены на две группы: прецедентные имена (140 ЯЕ, 84%) и прецедентные тексты (26 ЯЕ, 16%). Как видим, для участников батлов гораздо важнее упомянуть популярную личность, чем процитировать текст известной книги или песни. Это объясняется тем, что так участники батлов могут сравнивать оппонентов с людьми, которые, на их взгляд, обладают отрицательными качествами (твои двойные смыслы сейчас юзает и Бузова). Использование прецедентных текстов объясняется желанием участников батлов показать эрудицию: в текстах могут встретиться отсылки к политическим слоганам (сделать батл-рэп снова великим?), популярным книгам (вы навсегда в тени большого брата) и даже трекам оппонента (ты был голодным МС, съел других и в итоге зажрался).
Употребление жаргонизмов (82 ЯЕ, 14%) обусловлено тем, что участники рэп-батлов объединены общим делом и образуют социальную группу, внутри которой многие слова используются для наименования явлений, с которыми они часто встречаются, например дисс на дисс на релиз на микстейп на ремикс. Кроме того, большинство этих людей — молодые, поэтому в их речи распространены и молодежные жаргонизмы, например у тебя идея одна  как можно больше лайков или ты хотел порамсить со мной речитативом.