«Рассказ об одном романе» М. Горького. Быть или не быть событию?
Алина Валерьевна Бакаева
Докладчик
магистрант 2 курса
Росийский государственный гуманитарный университет
Росийский государственный гуманитарный университет
ауд. 188
2019-04-18
19:20 -
19:40
Ключевые слова, аннотация
Представляется, что современное литературоведение на протяжении многих лет
отказывает произведениям М. Горького в художественной значимости. Цель
настоящего исследования — на примере нарративного анализа «Рассказа об одном романе»
показать возможный исследовательский потенциал и представить «нового Горького»
послереволюционного периода. Категорией, отвечающей цели и задаче работы, была
выбрана категория события. К рассмотрению предложено следующее: какими характеристиками
обладает событие и как влияет на рецептивную сторону процесса чтения.
Тезисы
Опубликованный
в 1924 г. «Рассказ об одном романе» М. Горького несколько выделяется на фоне
своих предшественников с точки зрения сюжетно-повествовательных форм. Сюжет
рассказа при этом не отличается особой новизной. Повествование выстроено таким
образом, чтобы каждый нарративный компонент его должен быть узнан читателем.
С помощью
маркеров типа «конечно», «разумеется», «всегда» и т. д. акцентируется внимание
на использовании наиболее известных и «заезженных» сюжетных ходов, действий
персонажей или элементов описаний. Следовательно, мы можем говорить о нарочитом
обнажении сюжета, которое мотивировано разве что игрой с читателем.
Строго
говоря, в «Рассказе об одном романе» нет события как такового, если
подразумевать под событием существенное изменение в рамках данного фиктивного
мира. Событие встречи двух героев из разных пространств (рассказа и романа)
сложно назвать релевантным, поскольку никто из них не верит в принадлежность
другого к иному миру. Не отвечает оно и требованию консекутивности, ведь никаких
качественных изменений не происходит с героями после встречи и последующего
расставания — даже уход героини от мужа мотивирован моделью поведения женщин ее
типа, а не произошедшим.
Событийная
основа «Рассказа об одном романе» может быть описана следующим образом:
посредством вербализации наррации и экспликации ложно-положительного
идеального читателя активируется рецептивный аспект со стороны настоящего
читателя, чьи оценка и восприятие должны стать настоящим событием рассказа
(воспринять все произошедшее как выдумку или шутку, что делает героиня, или
поддаться соблазну и отнестись ко всему происходящему как к реальному).
Искушенный
читатель Горького наслаждается исключительно «формированием стройности
прочтения», стройность которого заключается в кропотливой работе над созданием
иллюзорности абсолютно верного направления читательского ожидания. Но именно в
этом состоит и причина читательской разочарованности, потому что «передозировка
иллюзии ведет к банальности». Попросту говоря, читатель не может поверить в то,
что все произошло именно так, как подразумевалось всеми оговоренными
заготовками.
Ироничная направленность «Рассказа» на массового читателя удовлетворяет все его ожидания и заставляет понять, что этим нельзя удовлетвориться.
Ироничная направленность «Рассказа» на массового читателя удовлетворяет все его ожидания и заставляет понять, что этим нельзя удовлетвориться.