Изысканные дегустации в лунных интерьерах: о природе художественного образа Делии в рассказе Хулио Кортасара «Цирцея»
Ксения Михайловна Харланова
Докладчик
магистрант 2 курса
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
ауд. 190
2019-04-18
11:40 -
12:00
Ключевые слова, аннотация
В докладе анализируется образ героини рассказа Х. Кортасара «Цирцея».
Помимо многих известных, получивших развитие в мировом искусстве, характеристик
гомеровского образа, в кортасаровском воплощении волшебницы присутствует
уникальная особенность — в определенных
обстоятельствах героиня обретает черты паука, сороконожки, таракана. Изучение
семантики бестиарного образа героини намечает проекции исследования других
бестиарных образов, созданных творческим воображением писателя. К
предполагаемым результатам такого исследования относится выявление главных
идей, мотивов творчества Кортасара в целом.
Тезисы
Бестиарные образы нередко играют ключевую роль в
развитии центральных конфликтов художественных произведений, их анализ
необходим для раскрытия главной идеи,
поскольку эти образы участвуют в создании другой реальности, новых смысловых
уровней повествования.
В рассказах Х. Кортасара фантастические или реальные животные метафорически соотнесены с людьми, а жизнь людей часто подчинена законам вечности, постоянство которой обусловлено необъяснимой повторяемостью фаз жизнедеятельности животных. Особое место в художественном бестиарии Кортасара занимает героиня рассказа «Цирцея».
Название заявляет о мифологической основе сюжета и вводит линию сравнения двух персонажей — Делии Маньяра и древнегреческой богини-колдуньи. Обе чарами завлекают мужчин и обрекают их на погибель, живут в изолированном пространстве, окруженные различными животными, привязанность которых к героиням можно объяснить только властью магии. Однако, в отличие от гомеровской Цирцеи, кажущаяся гармония в отношениях Делии с живой природой постепенно разрушается — умирают жившие в ее доме кролик, рыба, кот. Единственное животное, которое не погибает, — паук; при дальнейшем анализе выясняется, что он сплетает две линии сравнения — символика паука прямо связывает образы Делии и Цирцеи (паук — лунное животное, а Цирцея находится в родстве с богиней луны), но при этом Делия сама уподобляется паучихе, что неоднократно подчеркивается в тексте.
Образ паука не единственное, что связывает Делию и обитателей ее бестиария. Так, поведение героини, реагирующей на свет, сравнивается с поведением сороконожки. Кульминацией рассказа становится дегустация Марио конфеты с начинкой — белесым тельцем таракана — «волшебного» яства Делии-Цирцеи. На протяжении всего повествования по различным деталям, упоминаемым в тексте (поведение героини, ее внешний вид и вид конфет, которые она делает сама), становится понятно: Делия уже не сравнивается с гомеровской героиней, но практически вживается в другой образ, сотканный ею самой, — таракана в оболочке из мяты и марципана. После уничтожения оболочки остается только тараканья сущность, вытравить которую почти невозможно, — и, пройдя через несколько фаз изменений, Делия, в которой сочетались черты паучихи и сороконожки, остается в итоге тараканом, уродливым насекомым.
Если в «Цирцее» в образе Делии преобладает активное начало, то в более поздних рассказах будет подчеркиваться хаотичность движения и существования в целом — люди подобны насекомым, боящимся света, они живут в вечном страхе и не имеют четких жизненных целей и ориентиров. Человек у Кортасара оказывается главным бестиарным существом, однако его характеристики, в зависимости от художественных установок писателя, а также его авторской и личностной позиции в отношении того, что происходит вокруг, будут меняться.
В рассказах Х. Кортасара фантастические или реальные животные метафорически соотнесены с людьми, а жизнь людей часто подчинена законам вечности, постоянство которой обусловлено необъяснимой повторяемостью фаз жизнедеятельности животных. Особое место в художественном бестиарии Кортасара занимает героиня рассказа «Цирцея».
Название заявляет о мифологической основе сюжета и вводит линию сравнения двух персонажей — Делии Маньяра и древнегреческой богини-колдуньи. Обе чарами завлекают мужчин и обрекают их на погибель, живут в изолированном пространстве, окруженные различными животными, привязанность которых к героиням можно объяснить только властью магии. Однако, в отличие от гомеровской Цирцеи, кажущаяся гармония в отношениях Делии с живой природой постепенно разрушается — умирают жившие в ее доме кролик, рыба, кот. Единственное животное, которое не погибает, — паук; при дальнейшем анализе выясняется, что он сплетает две линии сравнения — символика паука прямо связывает образы Делии и Цирцеи (паук — лунное животное, а Цирцея находится в родстве с богиней луны), но при этом Делия сама уподобляется паучихе, что неоднократно подчеркивается в тексте.
Образ паука не единственное, что связывает Делию и обитателей ее бестиария. Так, поведение героини, реагирующей на свет, сравнивается с поведением сороконожки. Кульминацией рассказа становится дегустация Марио конфеты с начинкой — белесым тельцем таракана — «волшебного» яства Делии-Цирцеи. На протяжении всего повествования по различным деталям, упоминаемым в тексте (поведение героини, ее внешний вид и вид конфет, которые она делает сама), становится понятно: Делия уже не сравнивается с гомеровской героиней, но практически вживается в другой образ, сотканный ею самой, — таракана в оболочке из мяты и марципана. После уничтожения оболочки остается только тараканья сущность, вытравить которую почти невозможно, — и, пройдя через несколько фаз изменений, Делия, в которой сочетались черты паучихи и сороконожки, остается в итоге тараканом, уродливым насекомым.
Если в «Цирцее» в образе Делии преобладает активное начало, то в более поздних рассказах будет подчеркиваться хаотичность движения и существования в целом — люди подобны насекомым, боящимся света, они живут в вечном страхе и не имеют четких жизненных целей и ориентиров. Человек у Кортасара оказывается главным бестиарным существом, однако его характеристики, в зависимости от художественных установок писателя, а также его авторской и личностной позиции в отношении того, что происходит вокруг, будут меняться.