Прием «пьеса в пьесе» в английской «послешекспировской» драматургии первой половины XVII в.
Нина Владимировна Зонина
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
201
2019-03-26
11:00 -
11:30
Ключевые слова, аннотация
Английская драма XVII в., прием «пьеса в пьесе», общество, жанр, «маска», аллегорические фигуры.
Тезисы
Английская драма «послешекспировкого» периода первой половины XVII в., времен правления Карла I
Стюарта, характеризуется как
новым содержанием, ориентированным на современную жизнь в Англии перед «Великим мятежом», так и переосмыслением и переработкой драматургических
приемов, унаследованных от своих великих
предшественников. Ярким примером чему является прием «пьеса в пьесе», которому отдали дань все
ведущие драматурги Возрождения, включая Шекспира
и Бена Джонсона. Но
если в ренессансной драме «внутренняя»
пьеса использовалась в основном для создания сценического эффекта, усиления
драматизма ситуации, то в драме 20–30-х гг. XVII в. она несет большую идейную
нагрузку. Под прикрытием «игры» на обсуждение публики выносятся самые острые и
злободневные проблемы: волновавшие тогда английскую общество: от цен в пабах до
системы законодательства и правления монарха («Антиподы» Р. Брум (1637–1638)). Критикой социально-политической ситуации в стране пронизана
и «внутренняя» пьеса в «Веселых попрошайках» Р. Брума (1641). В ней как бы в
миниатюре дается картина английского общества того времени со всеми его
противоречиями и антагонизмом. К приему «пьесы в пьесе» с полным основанием можно отнести и
традиционный жанр для XVI — начала XVII вв. «пьесу-маску»,
где действующими лицами выступают
аллегорические фигуры. Но в отличие от масок эпохи Возрождения, которые в
основном выполняли чисто развлекательную
функцию, «маски» драматургов 20–30-х гг. XVII в., представляли собой усложненный
элемент всей композиции главной пьесы с
целым комплексом нагрузок: композиционных, сюжетных и идейно-нравственных.