Аргументативные стратегии и тактики немецких сводов правил поведения (на примере Der Curieuse Affecten-Spiegel Иоганна Готфрида Грегори)
Лилия Федоровна Бирр-Цуркан
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
204
2019-03-21
16:20 -
16:40
Ключевые слова, аннотация
Аргументация, оценка, Benimmbuch, вежливость.
Тезисы
Аргументация
как одно из проявлений речевого взаимодействия представляет собой социально обусловленную
деятельность языковой личности по убеждению оппонента в приемлемости или
неприемлемости данной точки зрения путем выдвижения вербальных аргументов. По Ф. Х. ван Еемерену, аргументация представляет
собой приведение доводов с намерением убедить адресата в правильности и
приемлемости суждений. В. М. Сергеев определяет аргументацию как правила
построения конструкций из аргументов, причем аргументы призваны изменить модель
мира реципиента. С точки зрения В. Н. Брюшинкина, аргументация есть акт коммуникации,
в ходе которого один участник сознательно пытается внести изменения в систему
убеждений другого путем обоснования или опровержения. Именно такая роль
отводится немецким сводам правил (Benimmbücher), которые должны были выступать как регулятор коммуникативного
поведения немцев. В докладе анализируются аргументативные стратегии и тактики,
использованные Иоганном Готфридом Грегори в Der Curieuse Affecten-Spiegel,
такие как тактика контрастивного анализа (Сопоставление различных моделей
поведения воспринимается адресатом как убедительные аргументы), тактика
указания на перспективу (автор указывает на возможное развитие событий,
положительное или отрицательное, что также воспринимается как убедительный
аргумент), тактика обоснованных оценок (положительная или отрицательная оценка
определенной модели поведения призвана повлиять на поведение адресата в будущем),
тактика иллюстрирования (автором приводятся общеизвестные примеры или примеры из
собственного опыта, способные убедить адресата в необходимости следовать
конкретным правилам поведения).