Идеология «раздельных сфер» и концепции положительной героини в творчестве английских писательниц середины XIX в.
Лариса Валентиновна Сидорченко
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Эльмира Викторовна Васильева
Докладчик
ассистент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Irina Igorevna Burova
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
190
2019-03-23
12:40 -
13:00
Ключевые слова, аннотация
Реалистический роман XIX в., женская литература, проблема
положительного героя, идеология «раздельных сфер», литературные героини «негероического
века».
Тезисы
После публикации лекций Т. Карлейля «Герои, почитание героев и героическое в истории»
(1841) на повестку дня стала проблема героики современности. Она хорошо
изучена на примере творчества Ч. Диккенса и У. М. Теккерея, однако эти авторы
связывали свои поиски положительных героев нового типа с мужскими персонажами.
По-прежнему актуальным остается вопрос о женской героике в литературе середины XIX в.,
решение которого возможно на материале женской прозы этого периода.
Гендерная окрашенность проблемы героики в ранне- и средневикторианской литературе как будто бы является прекрасной иллюстрацией непогрешимости сформировавшейся к этому времени идеологии «раздельных сфер». Однако женская героика в 1840–1870-е гг. связывается британскими писательницами именно со стремлением осмыслить концепцию «разделенности», опирающуюся на представление о различии естественных предназначений полов (А. Теннисон, Дж. Раскин и др.), и находит воплощение в образах молодых женщин, которым тесно в «женской» сфере и которые вырываются за ее пределы либо под давлением обстоятельств, либо по причине осознанного стремления найти применение своим талантам в служении благородным целям.
При этом писательницы отнюдь не отвергали функцию женщины как хранительницы очага, «ангела в доме» (даже такая бунтарка, как Джейн Эйр, обретает счастье в супружестве). Однако именно неприятие концепции «раздельных сфер», отличаясь степенью интенсивности, определяет понимание женской героики в произведениях Ш. Бронте, Э. Гаскелл, Дж. Элиот и Э. И. Теккерей. В докладе анализируются образы центральных женских персонажей их произведений, с которыми эти авторы связывали свои представления о героинях «негероического века».
Гендерная окрашенность проблемы героики в ранне- и средневикторианской литературе как будто бы является прекрасной иллюстрацией непогрешимости сформировавшейся к этому времени идеологии «раздельных сфер». Однако женская героика в 1840–1870-е гг. связывается британскими писательницами именно со стремлением осмыслить концепцию «разделенности», опирающуюся на представление о различии естественных предназначений полов (А. Теннисон, Дж. Раскин и др.), и находит воплощение в образах молодых женщин, которым тесно в «женской» сфере и которые вырываются за ее пределы либо под давлением обстоятельств, либо по причине осознанного стремления найти применение своим талантам в служении благородным целям.
При этом писательницы отнюдь не отвергали функцию женщины как хранительницы очага, «ангела в доме» (даже такая бунтарка, как Джейн Эйр, обретает счастье в супружестве). Однако именно неприятие концепции «раздельных сфер», отличаясь степенью интенсивности, определяет понимание женской героики в произведениях Ш. Бронте, Э. Гаскелл, Дж. Элиот и Э. И. Теккерей. В докладе анализируются образы центральных женских персонажей их произведений, с которыми эти авторы связывали свои представления о героинях «негероического века».