О сакральном в творчестве Светлина Русева
Михаил Александрович Аникин
Докладчик
старший научный сотрудник
Государственный Эрмитаж
Государственный Эрмитаж
НБ им. М. Горького, Университетская наб., д. 7/9, литер С, ауд. 201
2019-03-18
17:40 -
18:00
Ключевые слова, аннотация
Живопись, образы,универсальный, религиозный, икона.
Тезисы
Светлин Русев — выдающийся мастер болгарской живописи XX — начала XXI в. Его творчество известно далеко за пределами Болгарии, он является почетным членом Российской академии художеств (с 1995 г.), автором большого числа значимых произведений, многие из которых находятся в музеях Болгарии и за ее пределами. В основе творчества Русева всегда находилось особое, по сути религиозное, восприятие природы и человека. Ценители его работ находили в живописи Русева ответы на самые животрепещущие вопросы бытия. Его образы затрагивали самые глубокие чувства зрителей — как профессионалов, так и любителей живописи. Важной особенностью его стиля является то обстоятельство, что художник, будучи национальным, опирался на глубокие пласты всеевропейской культуры, открывал всечеловеческую сакральную общность человеческой цивилизации.О Русеве можно говорить как о мастере универсальном, понятном каждому, кто не равнодушен к проблемам культуры. Среди наиболее выдающихся работ художника выделяются те, в которых просматривается влияние средневековой иконы, народного творчества. Вместе с тем, следует отметить, что и сама драматическая история Болгарии наложила свой отпечаток на главные мотивы его творчества. Драматическое и даже трагическое начало придает творчеству Русева особую значительность, наделяет его произведения глубоким подтекстом и духовной силой. Поэтому можно смело утверждать, что Русев всем своим творчеством неразрывно связан с понятием вечного, с понятием жертвы
и искупления, с понятием Бога. Если в целом попытаться понять и оценить его метод, то здесь следует напомнить не только хорошее знание мастером древней
иконописи, но и глубинное понимание
такого феномена европейской культуры, как «ванитас», в свою очередь восходящее
к священному тексту Екклесиаста. Собственно две эти архетипические доминанты
(древние болгарские иконы и европейский «ванитас») вкупе с
вечной природой Болгарии и являются «тремя главными источниками и составными частями» всего творчества знаменитого
мастера. Образ болгарской целительницы Ванги, как думается, привлек его как образ человека, страдающего за мир и сострадающего человеку и миру. Что касается его работ для
храма св. Параскевы Пятницы (Петки) в селе Рупите, то люди еще
долго будут делиться на тех, кто принимает и тех, кто не соглашается с подобным
подходом к сакральному. Новое в церковном мире с большим трудом находит понимание, ибо
консерватизм — основа сохранения веры. Одним словом, творчество Светлина Русева еще долго будет привлекать внимание людей, ибо Русев принадлежит к тем мастерам, которым удается прикоснуться к вечному, открыть нечто такое, что напрямую влияет на душу и мировосприятие человека. В докладе подробно рассматриваются структура и поэтика наиболее значимых произведений мастера.