Лингвокультурологический аспект исследования групповой идентичности (на материале английского языка)
Ольга Витальевна Емельянова
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
215-А
2019-03-27
14:40 -
15:00
Ключевые слова, аннотация
Групповая идентичность, эффект принадлежности к группе, лексические средства актуализации.
Тезисы
Потребность в групповой принадлежности,
или групповой идентичности признается психологами и социологами одной из
базовых потребностей личности. Мотивационно-личностная составляющая
включенности в группу актуализируется в английском языке разными лексическими
средствами. В частности, это происходит за счет использования глаголов to belong и to fit (in) и существительного belongingness. Материал двух корпусов (British National Corpus и
Corpus
of
Contemporary
American
English)
позволяет исследовать разные аспекты групповой идентичности. Это причины,
побуждающие человека стремиться к вхождению в определенную группу, особенно
если он нуждается в одобрении и поддержке: I
wanted to belong to anything that
would reassure me, that would tell me I belonged
(COCA);
методы и способы, которыми человек пытается осуществить свое желание
«принадлежать», быть своим: He
liked
to
read
The
Tribune;
it
was
part
of
his
effort
to
fit
in with «the Yanks» at his office… (COCA). О настоятельной потребности детей вписаться в группу сверстников
свидетельствуют многочисленные примеры: Up until early adolescence, everybody
wants
to
fit
in (BNC). Особенно
остро проблема стоит в случае с детьми эмигрантов, часто ощущающих свою
непохожесть на коренных жителей: Our
need
to
fit
in and to assimilate — to simply not to stand out, is so important (COCA). Важность понятия групповой принадлежности
подтверждается регулярным употреблением в контексте существительного belongingness лексем,
номинирующих различные позитивные аспекты взаимодействия между людьми, напр.: a need for love and belongingness (COCA). Проведенное исследование
свидетельствует о безусловной значимости эффекта принадлежности к группе: …belongingness
is
such
a
fundamental human
motivation that
we
feel
severe
consequences of
not
belonging
(BNC).