Формы и функции описаний в прозе С. Т. Аксакова.
Александр Александрович Чуркин
Докладчик
-
188
2019-03-20
16:30 -
16:50
Ключевые слова, аннотация
C. Т. Аксаков, описание, экфрасис, гипотипосис, литературный пейзаж, мемуары.
Тезисы
Исследователями
давно отмечено, что одной из особенностей
прозы С. Т. Аксакова является визуальность:
его произведения предоставляют широкие
возможности для исследования проблемы
литературного описания. Надо сказать,
что в теории литературы до сих пор нет
согласия по поводу места описания в
поэтике. Некоторые исследователи (Ж.
Женнет) отказывают описанию в
самостоятельном существовании, считая
его разновидностью повествования,
другие (С. С. Аверинцев, У. Эко) считают
его одним из основных категорий
литературы.
Проблему описания в прозе Аксакова удобно начать с исследования экфрасисов: в его произведениях они присутствуют в большом количестве и разнообразных формах. В его переписке есть подробные описания произведений живописи. Описания картин в мемуарах выполняют разные функции: портрет Г. Р. Державина соотносится с личными воспоминаниями автора, оживающая картина в «Детских годах Багрова-внука» становится метафорой непосредственности детского мировосприятия и взросления.
Визуальность текстов Аксакова связана с отношением к детализации: его описания наполнены бытовыми подробностями, наполняющими жизнь персонажей. Еще в творчестве Гоголя и писателей «натуральной школы» началось художественное освоение предметного мира. К концу 40-х гг. предметы отстаивают свое место в беллетристике, а через прозу Аксакова они приходят в мемуаристику. Мир вещей, деталей ушедшей повседневности интересует его не менее характеров героев и событий истории.
Описания в прозе Аксакова зачастую апеллируют к образам, присутствующим в сознании образованного читателя: привычные пейзажи, детали быта, популярные сюжеты живописи. Такие эпизоды служат не только ради наглядности, иллюстративности повествования, но создают широкое контекстное поле и усиливают эмоциональное впечатление от аксаковской прозы.
Проблему описания в прозе Аксакова удобно начать с исследования экфрасисов: в его произведениях они присутствуют в большом количестве и разнообразных формах. В его переписке есть подробные описания произведений живописи. Описания картин в мемуарах выполняют разные функции: портрет Г. Р. Державина соотносится с личными воспоминаниями автора, оживающая картина в «Детских годах Багрова-внука» становится метафорой непосредственности детского мировосприятия и взросления.
Визуальность текстов Аксакова связана с отношением к детализации: его описания наполнены бытовыми подробностями, наполняющими жизнь персонажей. Еще в творчестве Гоголя и писателей «натуральной школы» началось художественное освоение предметного мира. К концу 40-х гг. предметы отстаивают свое место в беллетристике, а через прозу Аксакова они приходят в мемуаристику. Мир вещей, деталей ушедшей повседневности интересует его не менее характеров героев и событий истории.
Описания в прозе Аксакова зачастую апеллируют к образам, присутствующим в сознании образованного читателя: привычные пейзажи, детали быта, популярные сюжеты живописи. Такие эпизоды служат не только ради наглядности, иллюстративности повествования, но создают широкое контекстное поле и усиливают эмоциональное впечатление от аксаковской прозы.