XLVIII Международная филологическая научная конференция

Лимоновский «след» в прозе Захара Прилепина

Александр Олегович Большев
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет

171
2019-03-23
14:30 - 14:50

Ключевые слова, аннотация

Прилепин, Лимонов, национал-большевизм, оружие, поэзия.

Тезисы

Доклад посвящен анализу прилепинского рассказа «Спички и табак, и все такое» (2016). Действие рассказа происходит в 2001 г. в Нижнем Новгороде. К живущему там Захару Прилепину приезжает нацбол из Питера Евгений Павленко, главная цель визитера — оружие. Проблема оружия и войны все время всплывает в разговорах двух приятелей-нацболов, являющихся страстными поклонниками поэзии. В результате в смысловой структуре рассказа возникает акцентированная параллель между поэзией и оружием.В какой-то момент у приятелей возникает конфликт с троицей сверстников, и, размышляя о назревающей драке, главный герой сознает, что шансов на успех не много, поскольку он не захватил из дома кастет, сунув в боковой карман куртки книгу стихов. Перед нами ситуация, явно отсылающая читателя к ключевому эпизоду из лимоновского романа «Подросток Савенко» (1982), где автобиографический герой, решив с помощью опасной бритвы расправиться с соперником, обнаруживает, что привычного оружия в боковом кармане нет, вместо него он засунул туда тетрадь своих стихов.Лимоновская цитата носит в структуре рассказа не ситуативный, а контекстуальный характер. Дело в том, что в романе «Подросток Савенко» ключевую роль играет антиномия, условно говоря, банды и богемы: автобиографический герой колеблется между брутальной жестокостью, усвоенной в блатной среде, и утонченностью, необходимой ему для поэтической деятельности. Позиция Лимонова сводится к тому, что писание стихов приводит к изнеженности и пацифизму. Позиция же Прилепина в этом вопросе оказывается прямо противоположной. С его точки зрения, поэт – это в большинстве случаев пассионарный индивид, всегда готовый к драке или войне, а стихи являются надежным оружием.