Имя Бога в Библии и Литургии
Дмитрий Леонидович Шукуров
Докладчик
доцент
Ивановский государственный химико-технологический университет
Ивановский государственный химико-технологический университет
кафедра библеистики
2019-03-19
15:50 -
16:20
Ключевые слова, аннотация
Имя Бога, Библия, Литургия, экзегетика, ономатология.
Тезисы
В докладе представлен опыт
герменевтического анализа грамматико-синтаксической формульной конструкции,
ставшей основой четырехбуквенного имени Яхве (тетраграмматона) в Библии. Учтены
как исторические (Й. Букстрофий (J. Buxtorfius), Й. Друзий (J. Drusius), Г. Эвальд (H. Ewald),
Э. Генстенберг (E. W. Hengstenberg),
Л. Рейнке (Laur. Dr. Reinke),
Г. С. Саблуков, архиеп. Феофан (Быстров), о. Павел Флоренский, о. Сергий Булгаков и др.), так и современные (Э. Шильд (E. Schild), Й. Линдблом (J. R. Lindblom), Э. Жильсон (E. Gilson),
Ж. Лакан (J. Lacan), П. Рикёр (P. Ricoeur),
А. Лакок (A. LaCocque),
М. Г. Селезнев, И. Р. Тантлевский, К. А. Битнер, А. С. Десницкий, Ю. А. Вестель, Р. А. Смородинов (Р. Хазарзар), И. Д. Вылегжанин и др.) версии экзегезы библейского имени. Экзегетико-филологический
анализ традиций Септуагинты и Вульгаты в переводе ключевого фрагмента
библейского откровения имени Бога в книге Исход (3 глава, 14 стих) (ἐγὼ εἰμί ὁ ὢν
/Азъ есмь Сущий/; אהיה אשר אהיה [ehje asher ehje/эхье ашер эхье] «Я есть Тот,
кто Я есть») резюмирует раннехристианский контекст заявленной темы и выводит
исследовательский дискурс к анализу функционирования божественного имени в
литургических текстах на древних языках — от зарождения христианской Литургии
на основе анафор трапезного типа (с I–II в. по Р. Х.) до времени окончания формирования
литургических традиций на христианском Востоке (XIV в. по Р. Х.).
Специфическая структура ветхозаветного имени
Бога, выраженного тетраграмматоном, предопределила особый, тайный, характер его
богослужебного призывания первосвященниками в Иерусалимском Храме. Имя-высказывание, данное в Откровении
Моисею, было конструктивно закреплено в письменном памятовании и устном
предании евреев; отсюда также берет начало традиция почитания Имени Сына
Божьего Иисус в христианстве. Так обозначается вопрос о литургическом характере
имени Бога (его евхологичности/евхаристичности); формулируется проблема
ономатодоксии (имяславия). Литургический характер имени
Божия выражается в Его богослужебном памятовании в обрядах и таинствах Церкви и
молитвенном призывании в Храме, который становится местом Благодарения
(Евхаристии) и Славы (Евхологии) Божией (греч. εὐχᾰριστία — благодарение, греч.
ευλογία — благословение).
Ономатологическим ключом к богословию
имени Иисус Христос (греч. Ἰησοῦς Χριστός) (и к имяславской доктрине в целом) является семантика древнееврейского имени ישוע
/Иешуа/ — «Яхве спасает» / «Яхве есть спасение» и его дополнительной атрибуции
«помазанник» в греческом переводе слова משׁיח (Машиах) (ср. с арамейским словом
משיחא — Мешиха), то есть Мессия.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-012-00041.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-012-00041.