XLVIII Международная филологическая научная конференция

Метаморфозы Кощея Бессмертного или одиночество сильных женщин. Универсальная мудрость русских сказок.

MAŁGORZATA ABASSY
Докладчик
доцент
Ягеллонский университет (Польша)

129
2019-03-22
17:50 - 18:20

Ключевые слова, аннотация

Текст, фильм, сказка, герой, мужчина.

Тезисы

Целью доклада является доказать, что главный персонаж славянской русской сказки, Кощей Бессмертный, будучи, по своей сути, отрицательным, выполняет положительную роль в жизненных путешествиях героев, которым пришлось с ним столкнуться. Особенное внимание уделяется женским персонажам.
Материалом для анализа являются литературные и кино-тексты сказок (Марья Моревна, Царевна-Лягушка, Царевна-змея, Иван Соснович, Медведко, Кощей Бессмертный, Иван Быкович, Меднобородый). Для сравнительного анализа подобраны тексты двух современных произведений, в которых Кощей — главный персонаж: Кровавая комната Анжелы Картер (Angela Carter) и Любви Синебродого Винко Модерндорфера (Vink Mȍderndorfer). Так как между словом-образом и изображением существует тесная связь, аналитический материал включает фильмы о Кощее Бессмертном и мультфильмы Марья Моревна, Царевна-Лягушка, Царевна-змея, Иван Соснович, Медведко, Кощей Бессмертный, Иван Быкович, Меднобородый.
Методологический подход основан на главных тезисах Владимира Проппа об этапах путешествия сказочного героя (В. Пропп, Морфология сказки, В. Пропп, Корни волшебной сказки). Он обогащен результатами исследований из области философии экзистенциализма (G. Marcel, Homo viator) и сказки как культурного явления (Pierre Peju, La petite fille dans la foret des contes).
В докладе выдвинуты следующие тезисы:
  1. Одной из проблемных ситуаций, в которых появляется Кощей Бессмертный, становится проблема женской тоски по мужчине. Это особенного рода «зов», призывающий Кощея.
  2. Сильная женщина, зачастую воинствующий персонаж, является носительницей некоторых черт Кощея, таких как склонность к борьбе за свое и вступление в непосредственную конфронтацию.
  3. Мужчина, «глупый» и добрый, часто выступает парой женщины, которая находится в плену у Кощея Бессмертного. Здесь отмечается два рода плена: физическое похищение Кощеем или существование Кощея «внутри» женщины в виде черт характера. Одна женщина не в силах освободиться.
  4. Кощей Бессмертный является бессмертным также потому, что он возвращается в современной культуре. Опираясь на тексты и кинотексты, избранные для сравнительного анализа, мы стремимся доказать, что персонаж Кощея изменяется только извне, тогда как его сущность неизменима. Как и у женщин, которым приходится попасть к нему в плен.