Шпенглер в американском литературном и культурном сознании
Ольга Юрьевна Анцыферова
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов
Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов
201
2019-03-22
14:20 -
14:50
Ключевые слова, аннотация
Шпенглер, культурный трансфер,Скотт
Фицджеральд, Керуак, А. Блум.
Тезисы
Рассматриваются три случая
культурного воздействия идей О. Шпенглера (Spengler) на художников
и мыслителей США ХХ в. Анализируются шпенглерианские культурные концепты,
оказавшиеся наиболее близки тому или иному художнику или интеллектуалу и
мировоззренческие основания, способствовавшие культурному трансферу. Ф.
С. Фицджеральд (Fitzgerald)
называл себя «американским шпенглерианцем», хотя «Закат Европы» («Der Untergang des
Abendlandes», 1918) был переведен на английский язык в 1926 г., когда уже были
написаны многие рассказы и три из пяти романов, включая «Великого Гэтсби» («The Great Gatsby», 1925). Другой случай
ощутимого влияния Шпенглера обнаруживается в творчестве Дж. Керуака (Kerouac), для которого магистральными
стали темы, намеченные Шпенглером. В шпенглеровскую парадигму вписывается и общая направленность
мысли американского социолога и философа А. Блума (Bloom), чья знаменитая книга «Закат
американского разума» («The Closing of the American Mind», 1987) стала первой ласточкой «культурных войн» в США. Роль Блума в
интеллектуальной жизни США конца ХХ в. близка тому, чем Шпенглер был для
Германии своего времени. Будучи интеллектуальными вождями правого крыла, оба
мыслителя стали авторами настоящих бестселлеров, в которых «основополагающий
тезис подтверждался внушительным собранием исторических и философских доводов,
суть которых была проигнорирована их критиками, и этот главный тезис состоял в
том, современное общество безнадежно заражено интеллектуальным и культурным
декадансом» (Д. Росс (Ross).
Каждая из трех рассматриваемых фигур стала
выразителем поколенческих культурных трансформаций («потерянное поколение»,
«бит-поколение», поколение «культурных войн»), что подтверждает рекуррентную созвучность
идей Шпенглера периодам парадигматических культурных сдвигов.