XLVIII Международная филологическая научная конференция

Реализация принципа проблемно-контекстного обучения в пособии по русскому языку для греческих гидов-переводчиков

Нина Леонидовна Федотова
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет
Зинаида Анатольевна Стамболева (Стамбулиди)
Докладчик
соискатель
Афинский университет им. Каподистрии

Кинозал
2019-03-20
19:40 - 19:55

Ключевые слова, аннотация

Русский язык как иностранный (РКИ), проблемно-контекстное обучение, проблемная ситуация, греческие студенты, гиды.

Тезисы

Постоянный рост числа греческих студентов, заинтересованных в овладении русским языком, обусловливает необходимость оптимизации процесса обучения РКИ. В настоящее время актуальной становится задача разработка новых учебных пособий, основанных на положениях проблемно-контекстного подхода. Суть этого подхода заключается в том, что с помощью проблемно представленного содержания обучения, «всей системы форм, методов и средств обучения — традиционных и новых — последовательно моделируется предметное и социальное содержание будущей профессиональной деятельности студентов» [Вербицкий, 2006, с. 44]. «Моделью» служит полилог (дает возможность представить разные психологические типы туристов, разные виды конфликтов в зависимости от психотипа). При разыгрывании ролей учащиеся в игровой форме анализируют конкретную ситуацию, в которой можно наблюдать взаимоотношения экскурсовода с группой туристов. В соответствии с проблемной ситуацией осуществляется отбор интенций (например, утешение, предостережение) и языковых средств для их выражения в соответствии с уровнем владения русским языком. Реализация принципа проблемно-контекстного обучения в разработанном нами учебном пособии по русскому языку «Я — Ваш гид!» позволяет в значительной степени оптимизировать процесс подготовки греческих студентов-переводчиков к профессиональной деятельности. Усиление проблематизации содержания обучения обеспечивает активизацию коммуникативных умений студентов, мотивацию к повышению уровня сформированности профессионально-коммуникативной компетенции на русском языке.

Литература
Вербицкий А. А. Контекстное обучение в компетентностном подходе // Высшее образование в России. 2006. № 11. С. 39–46.