Актуальное понятие в структуре обучения грамматически корректной речи
Галина Михайловна Крюкова
Докладчик
доцент
Иркутский национальный исследовательский технический университет
Иркутский национальный исследовательский технический университет
Кинозал
2019-03-20
15:00 -
15:15
Ключевые слова, аннотация
Понятие, дискурс, словосочетание, рука, текст,
таблица, образ.
Тезисы
Сохранение в современной
коммуникации и художественных текстах (ХТ) ХIХ–ХХI вв. высокой частотности
понятия «верхняя конечность» позволяет использовать его в качестве опоры в процессе
формирования и совершенствования лексико-грамматических навыков и речевых
умений, актуальных для описания физических и эстетических параметров руки, ее фрагментов и форм (локоть, запястье,
палец, перст, ноготь, кулак и т. д.), выявления специфики гендерного и
статусного поведения персонажа, своеобразия исполнения им требований этикета,
этно- и национально-культурных традиций, профессиональных жестов и привычек.
Опора на понятие, включенное ХТ, требует от читателя владения стилистическим потенциалом слова и
его сочетаемостных возможностей. Работа с постраничной таблицей, содержащей
варианты представления в связном тексте понятия «верхняя конечность»,
ориентирует обучаемого на поиск именных и глагольных словосочетаний, отражающих
состояние объекта, что позволяет уточнить особенности внешности, характера и
поведения персонажа. Сопоставление
словосочетаний, выявленных в структуре предложения, служит основой для
определения как динамики отношений в социуме, так и изменений в поведении
персонажа. Морфологическое ранжирование однокоренных слов, используемых в
тексте для реализации понятия «верхняя конечность и ее части»,
способствует уточнению их категориального значения и функциональной специфики в
качестве члена предложения. Внимание к специфике функционирования понятия в масс-медиа
и ХТ, авторы которых намеренно нарушают сочетаемостные возможности слов в
структуре предложения, обеспечивает мотивационную основу работы над
фразеологизмами. Таблицы — основа анализа дискурсов из разных эпох и лингвокультур, способствующая выявлению традиционных приемов
формирования образа.