XLVIII Международная филологическая научная конференция

Обучение иностранных студентов интерпретации подтекста, связанного с ситуацией итеративности, при чтении рассказов русских авторов

Нургюл Оздемир
Докладчик
ассистент
Анкара Хаджи Байрам Вели Университет

198
2019-03-19
19:00 - 19:15

Ключевые слова, аннотация

Итеративность подтекст, чтение, обучение.

Тезисы

Художественный текст построен как акцентированный на эстетическое воздействие, а, в случае с русской художественной литературой, обязательно и на этическую актуализацию норм и правил, оцениваемых автором. В связи с этим в нем всегда, помимо эксплицитно выраженной информации, содержится имплицитная, формирующая подтекст, выявление и интерпретация которого вызывает трудности у иностранных учащихся любого уровня владения языком. Известно, что подтекст всегда отражен лингвистическими средствами, частотность которых связана с характеристиками речевого жанра. Одной из таких категорий, формирующих подтекст, является категория итеративности, широко используемая в текстах рассказов для создания фонового пространства хронотопа (например, сжато передать одним словом, например, обыкновенно, вечно, или комплексом — как всегда, всей предыстории), для характеристики привычек персонажа, его внешности и пр. Анализ лингвистических характеристик категории итератвности позволил сформировать блок притекстовых упражнений, включив в них такие задания, как: определите, к какому типу относятся средства итеративности — цикличности, указанию на интервал, или узитативность; в синтаксическом плане является ли средство итеративности детерминантом, водной конструкцией, обстоятельством, именной частью предиката; значение какого слова в текстовом фрагменте оно конкретизирует; и другие. Данный анализ позволит учащимся по-иному посмотреть на весь текст и, при условии регулярного обращения к анализу итеративности в рассказах, приведет к формированию или корректировке необходимых умений дешифровки имплицитной информации, заложенной в художественном тексте.