Обучение иностранных студентов интерпретации подтекста, связанного с ситуацией итеративности, при чтении рассказов русских авторов
Нургюл Оздемир
Докладчик
ассистент
Анкара Хаджи Байрам Вели Университет
Анкара Хаджи Байрам Вели Университет
198
2019-03-19
19:00 -
19:15
Ключевые слова, аннотация
Итеративность подтекст, чтение, обучение.
Тезисы
Художественный текст построен как
акцентированный на эстетическое воздействие, а, в случае с русской
художественной литературой, обязательно и на этическую актуализацию норм и
правил, оцениваемых автором. В связи с этим в нем всегда, помимо эксплицитно
выраженной информации, содержится имплицитная, формирующая подтекст, выявление
и интерпретация которого вызывает трудности у иностранных учащихся любого
уровня владения языком. Известно, что подтекст всегда отражен лингвистическими
средствами, частотность которых связана с характеристиками речевого жанра.
Одной из таких категорий, формирующих подтекст, является категория
итеративности, широко используемая в текстах рассказов для создания фонового
пространства хронотопа (например, сжато передать одним словом, например, обыкновенно, вечно, или комплексом — как
всегда, всей предыстории), для характеристики привычек персонажа, его внешности
и пр. Анализ лингвистических
характеристик категории итератвности позволил сформировать блок притекстовых упражнений, включив в них такие задания,
как: определите, к какому типу относятся
средства итеративности — цикличности, указанию на интервал, или узитативность;
в синтаксическом плане является ли средство итеративности детерминантом, водной
конструкцией, обстоятельством, именной частью предиката; значение какого слова
в текстовом фрагменте оно конкретизирует; и другие. Данный анализ позволит
учащимся по-иному посмотреть на весь текст и, при условии регулярного обращения
к анализу итеративности в рассказах, приведет к формированию или корректировке
необходимых умений дешифровки имплицитной информации, заложенной в
художественном тексте.