Между Эдемом и Содомом. Заметки о «великотырновском тексте» болгарской литературы
Наталия Няголова
Докладчик
доцент
Великотырновский университет им. Святых Кирилла и Мефодия (Болгария)
Великотырновский университет им. Святых Кирилла и Мефодия (Болгария)
НБ им. М. Горького, Университетская наб., д. 7/9, литер С, ауд. 201
2019-03-18
17:00 -
17:20
Ключевые слова, аннотация
Поэтика, локальный текст, топос, семиотика, символ.
Тезисы
В докладе сделана попытка
дефиниции символико-мифологического образа Велико-Тырнова в текстах болгарской
литературы. Основным «сюжетом»
города является трагическая судьба (осада, нравственное разложение,
разрушение) столицы-крепости,
находящейся на на перекрестке
разных культур и цивилизационных кодов. Динамика «великотырновского текста»
прослеживается с времен болгарского Средновековья до повестей Эмилияна Станева,
написанных во второй половине XX в.
В староболгарской литературе Велико-Тырново семиотизируется, его образ наделяется чертами
государственного символа, изоморфного государства. Пространство города изображается как центр
православной общности, славянской культуры Средневековья, противопоставленный
Константинополю. В произведениях Тырновской книжно-литературной школы он осмысливается
как сакральное место: в его храмах хранятся мощи святых, в нем находится
патриаршеский собор, он является пространством многих житийных чудес.
Кульминацией литературного бытия Тырнова становится текст «Похвално слово за
Евтимий» (нач. XV в.) Григория Цамблака, в
котором в стиле «плетение словес» представлена трагическая судьба города после
осады турецкими поработителями. «Реабилитация» литературной славы Тырнова осуществляется в повестях Эмилияна Станева «Похититель
персиков» (1948) и «Тырновская царица» (1974). В этих произведениях образ Тырнова обладает большой смысловой ëмкостью. Конкретно-историческое содержание топоса сочетается с чертами, обусловленными неомифологизмом
болгарской прозы второй половины XX в. Образ города
разрастается до многозначного символа — это «гиблое место», возникшее на пересечении Западной и Восточной
цивилизаций. Современному Тырнову-Содому
в повестях Э. Станева противопоставлен мир природы, топос сада, цветущий и плодоносный болгарский
Эдем.