XLVIII Международная филологическая научная конференция

Между Эдемом и Содомом. Заметки о «великотырновском тексте» болгарской литературы

Наталия Няголова
Докладчик
доцент
Великотырновский университет им. Святых Кирилла и Мефодия (Болгария)

НБ им. М. Горького, Университетская наб., д. 7/9, литер С, ауд. 201
2019-03-18
17:00 - 17:20

Ключевые слова, аннотация

Поэтика, локальный текст, топос, семиотика, символ.

Тезисы

В докладе сделана попытка дефиниции символико-мифологического образа Велико-Тырнова в текстах болгарской литературы. Основным «сюжетом» города является трагическая судьба (осада, нравственное разложение, разрушение) столицы-крепости, находящейся на на перекрестке разных культур и цивилизационных кодов. Динамика «великотырновского текста» прослеживается с времен болгарского Средновековья до повестей Эмилияна Станева, написанных во второй половине XX в. В староболгарской литературе Велико-Тырново семиотизируется, его образ наделяется чертами государственного символа, изоморфного государства. Пространство города изображается как центр православной общности, славянской культуры Средневековья, противопоставленный Константинополю. В произведениях Тырновской книжно-литературной школы он осмысливается как сакральное место: в его храмах хранятся мощи святых, в нем находится патриаршеский собор, он является пространством многих житийных чудес. Кульминацией литературного бытия Тырнова становится текст «Похвално слово за Евтимий» (нач. XV в.) Григория Цамблака, в котором в стиле «плетение словес» представлена трагическая судьба города после осады турецкими поработителями. «Реабилитация» литературной славы Тырнова осуществляется в повестях Эмилияна Станева «Похититель персиков» (1948) и «Тырновская царица» (1974). В этих произведениях образ Тырнова обладает большой смысловой ëмкостью. Конкретно-историческое содержание топоса сочетается с чертами, обусловленными неомифологизмом болгарской прозы второй половины XX в. Образ города разрастается до многозначного символа — это «гиблое место», возникшее на пересечении Западной и Восточной цивилизаций. Современному Тырнову-Содому в повестях Э. Станева противопоставлен мир природы,  топос сада, цветущий и плодоносный болгарский Эдем.