Полемика о судьбе культурного наследия императорской России: к вопросу о русско-французских художественных связях в 1920–1930-е гг.
Елена Эдуардовна Эльц
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
241
2019-03-22
16:20 -
16:40
Ключевые слова, аннотация
Русско-французские
художественные связи, российская эмиграция во Франции, французская
периодическая печать, Эрмитаж, объединение «Мир искусства».
Тезисы
Развернувшиеся
на страницах французской периодической печати дискуссии о художественном
наследии императорской России в 1920–1930-е гг. свидетельствуют об интересе
французского общества к состоянию культурного наследия в СССР и масштабу
революционных разрушений, объединению художников «Мир искусства», возрожденному
в условиях эмиграции и активно действовавшему в Париже в 1921–1927 гг., продаже
за границу художественных ценностей из крупных российских музеев, часть которых
составляли собрания французского искусства. Заметную роль в формировании
представлений о художественном наследии России играли труды французских
искусствоведов, описания российских художественных музеев, упоминания в СМИ
фактов о продаже за рубеж произведений искусства. Важнейшим источником
информации стали опубликованные во Франции мемуары, интервью и статьи
эмигрантов — российских деятелей искусства, возглавлявших работу
художественно-исторических комиссий. В начале 1920-х гг. во Франции особенно
подчеркивалась роль французского издания А. А. Половцова «Сокровища русского
искусства в руках большевиков» («Les trésors d’art en Russie sous le régime
bolsheviste») и опубликованного в журнале «Bulletin de la vie artistique»
интервью с Г. К. Лукомским. На основе материалов французской периодической печати
и изданной в 1920–1930-е гг. во Франции литературы определяется и анализируется
спектр представлений о судьбе художественного наследия императорской России.