XLVIII Международная филологическая научная конференция

Выражение «человек для…» в повести М. Горького «Жизнь Клима Самгина»

Анна Дмитриевна Еськова
Докладчик
Санкт-Петербургский государственный университет

208
2019-03-21
15:10 - 15:25

Ключевые слова, аннотация

Человек, дегуманизация, диалектическая теология, стилистическая окраска, устойчивый оборот.

Тезисы

Человек — основная тема творчества М. Горького. Поэтому важно проследить, в какие контексты входит слово человек в его произведениях, какие оценочные смыслы приобретает. Выражение человек для… в повести «Жизнь Клима Самгина» встретилось шесть раз. Его употребляют разные персонажи. Варавка считает, что музыкант Спивак — человек для водевиля, а  Дьякон, по мнению Клима, — человек для анекдота. Отметим уничижительность таких характеристик. Дающий их пытается самоутвердиться, возвыситься  в глазах собеседника, принижая того, о ком говорит. В этих примерах оборот человек для… — показатель своего рода расчеловечивания человека в художественном пространстве повести, свидетельство дегуманизации этого мира. Конечно, значение оборота нельзя вывести из составляющих его элементов. Так, человек для себя в задушевном разговоре Варвары с Климом о Кумове — это не ‘эгоист’, как можно было бы подумать, а ‘человек, тонко чувствующий свое место в мире’. Недаром в ее реплике есть положительно-оценочное сочетание очень интересный юноша.
Библейская цитата Суббота для человека, а не человек для субботы, использованная Климом в беседе с Никоновой о свободе воли революционера, употреблена в связи с важной для собеседников темой и сохраняет изначально присущую ей высокую окраску. В этой беседе Клим Иванович для большей наставительности изъясняется высоким стилем.
Особого внимания заслуживает выражение человек для других ‘человек, желающий бескорыстно участвовать в общем деле; готовый пожертвовать собой ради общего блага’. Клим мысленно применяет этот оборот, во-первых, к Ивану Митрофанову, который оказался ему симпатичен искренней преданностью делу (а ведь это агент тайной полиции!), во-вторых — к Варвариной служанке Анфимьевне, которой он восхищается.
Возможно, оборот человек для других восходит к названию книги «Иисус, человек для другого человека» Карла Барта, одного из основателей диалектической теологии — богословского направления, распространившегося в Европе 1920-х гг. В целом выражение человек для… в повести Горького погружено в оценочные контексты. Его анализ помогает выявить персонажную, а через нее — авторскую оценку изображаемого.