Тексты художественной литературы при обучении немецкому языку как иностранному
Инна Алексеевна Вороновская
Докладчик
старший преподаватель
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
416
2019-03-18
15:20 -
15:40
Ключевые слова, аннотация
Обучение иностранному языку, литературный текст, культурный код, лингвокультурная компетенция, спорадический характер использования литературного текста, содержательные, языковые, методико-дидактические аргументы для включения литературного текста в программу обучения, возможные методические подходы, принципы отбора текстового материала, дидактизация литературного материала, использование принципов коммуникативной дидактики, типология упражнений, реализация дифференцированного подхода к обучению.
Тезисы
- Задача преподавателя при обучении иностранному языку — способствовать формированию коммуникативной и лингвокультурной компетенции обучающихся.
- Возможности использования наряду с традиционными и современными учебными материалами текстов художественной литературы.
- Литературный текст обладает национально-культурной спецификой, является носителем и источником информации о мире, источником культурно-специфической и собственно языковой информации.
- Комплексный подход к интерпретации художественного текста, при котором ведущую роль играет «культурный фактор».
- Спорадический характер использования литературного текста, отсутствие единого подхода при оценке его методического потенциала.
- Лингвистические, когнитивные, эстетические, мотивирующие, общеобразовательные и психологические аргументы для включения текстов художественной литературы в корпус обучающих материалов.
- Подход немецких методистов к использованию текстов художественной литературы: точки зрения J. Koppensteiner, A. Wierlacher, O. Scheibler и др.
- Принципы отбора текстового материала с учетом уровня языковой компетенции и интересов обучающихся.
- Возможности дифференцированного подхода при использовании текстов худ. литературы.
- Возможности дидактизации материала; примеры на основе нарративных и поэтических текстов (kurze Prosa, moderne deutsche Autoren).
- Использование принципов коммуникативной дидактики и возможная типология упражнений.
- Подготовительные упражнения, упражнения во время чтения текста, упражнения после чтения текста.
- Оценка использования аутентичных художественных текстов на фоне различия методических подходов.