Амбивалентность антигероев романов Джеймса Хогга «Три погибели мужчины» и «Исповедь оправданного грешника»
Наталия Владимировна Погудина
Докладчик
Санкт-Петербургский государственный университет
190
2019-03-23
13:40 -
14:00
Ключевые слова, аннотация
Джеймс Хогг, шотландская литература, готический роман, амбивалентность добра и зла, фаустовский контракт.
Тезисы
Шотландец Джеймс Хогг в своих произведениях не раз обращается к теме злоупотребления властью. В «Трех погибелях мужчины» (1822) и в «Исповеди оправданного грешника» (1824) эта тема частично реализуется через фаустовский мотив, который в большей или меньшей степени задает развитие сюжета и развязку романов.
В «Трех погибелях мужчины» фаустовский мотив, не являющийся в романе центральным, представлен в наиболее привычной форме договора антигероя романа с дьяволом. В «Исповеди оправданного грешника» фаустовский мотив получает дальнейшее развитие и становится одним из сюжетообразующих мотивов произведения, несмотря на то что фигура дьявола в романе неоднозначна и допускает различные, в том числе и психологические толкования. Фаустовский конфликт в обоих романах реализуется как на внешнем (через фантастический элемент), так и на внутреннем уровнях (через систему двойников).
Хогг наследует романтической, готической и фольклорной традициям, которые обуславливают амбивалентность действующих в его романах персонажей, что в свою очередь позволяет автору показывать равнооткрытость каждого человека добру и злу. Его антигероев от его же героев отличает не отсутствие морали, но выбор, который эти персонажи совершают и продолжают совершать в ключевых точках сюжета. В основе этого выбора не обязательно лежит злое намерение как таковое, его причиной чаще всего становятся слабость характера, вера в собственную исключительность или поиск легкого пути.
В свою очередь, зло в романе также приобретает амбивалентный статус и действует нейтрально или даже на пользу положительным персонажам, губя только тех, кто сам идет навстречу своей погибели.
В «Трех погибелях мужчины» фаустовский мотив, не являющийся в романе центральным, представлен в наиболее привычной форме договора антигероя романа с дьяволом. В «Исповеди оправданного грешника» фаустовский мотив получает дальнейшее развитие и становится одним из сюжетообразующих мотивов произведения, несмотря на то что фигура дьявола в романе неоднозначна и допускает различные, в том числе и психологические толкования. Фаустовский конфликт в обоих романах реализуется как на внешнем (через фантастический элемент), так и на внутреннем уровнях (через систему двойников).
Хогг наследует романтической, готической и фольклорной традициям, которые обуславливают амбивалентность действующих в его романах персонажей, что в свою очередь позволяет автору показывать равнооткрытость каждого человека добру и злу. Его антигероев от его же героев отличает не отсутствие морали, но выбор, который эти персонажи совершают и продолжают совершать в ключевых точках сюжета. В основе этого выбора не обязательно лежит злое намерение как таковое, его причиной чаще всего становятся слабость характера, вера в собственную исключительность или поиск легкого пути.
В свою очередь, зло в романе также приобретает амбивалентный статус и действует нейтрально или даже на пользу положительным персонажам, губя только тех, кто сам идет навстречу своей погибели.