Догматическое рассуждение А. Спаньи (1706) — первый теоретический трактат об оратории (опыт перевода с комментариями)
Роман Александрович Насонов
Докладчик
доцент
Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского
Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского
129
2019-03-25
11:40 -
12:00
Ключевые слова, аннотация
Арканджело Спанья, оратория, либретто, жанровая терминология, перевод трактата с комментариями, музыкальная жизнь Рима в эпоху Контрреформации.
Тезисы
«Догматическое рассуждение» известного римского литератора, автора многочисленных ораториальных либретто Арканджело Спаньи относится к числу важных музыкально-исторических документов, до сих пор не переведенных на русский язык (ни полностью, ни фрагментарно). Трактат был опубликован в двух частях в связи с изданием в 1706 г. собрания ораториальных либретто своего автора; первая часть посвящена истории и теории ораторий на итальянском языке (oratorio volgare), вторая — истории и теории латинских ораторий (oratorio latino). Мотивом к написанию трактата послужило стремление Спаньи приписать себе первенство в создании «правильных» (то есть всецело драматических, без реплик рассказчика, testo) образцов ораториального либретто, что противоречит известным ныне историческим фактам. Трактат содержит богатый историографический материал о музыкальной жизни Рима в XVII в., требующий при переводе подробного комментария. Спанья проводит интересные сравнения жанров римской духовной музыки (например, сопоставляет латинскую ораторию с мотетом и Страстями). Целью эволюции ораториального жанра он видит сближение его с оперным, что отражает тенденции развития римской оратории на рубеже XVII и XVIII вв. Своим трактатом он задает установки восприятия итальянской барочной оратории, не преодоленные до сих пор. Теория Спаньи в целом и ее отдельные положения обсуждаются, в частности, в трудах Говарда Смитера, Стефани Чарос, Иоганна Херцога.