К вопросу о типе героя в романе В. Г. Зебальда «Аустерлиц»
Ольга Николаевна Кулишкина
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
201
2019-03-25
16:30 -
16:50
Ключевые слова, аннотация
Современная западноевропейская литература, В. Г. Зебальд, герой, роман.
Тезисы
Роман Винфрида Георга
Зебальда «Аустерлиц» (2001), опубликованный
в год ухода автора из жизни, стал главным
основанием его посмертной славы,
выходящей в настоящий момент далеко
за пределы немецкоязычного региона.
Весь объемный текст Зебальда являет
собой пошаговую и «послойную»
реконструкцию исторической коллективной
и индивидуальной культурной памяти.
Выросший, получивший образование и
(внешне) социализировавшийся в Англии
протагонист, полностью лишенный
воспоминаний о своем происхождении,
родителях, родном языке (чешском) и
годах детства, лишь в взрослом возрасте
начинает со все большей отчетливостью
осознавать неполноценность,
деструктурированность и дезинтегрированность
собственного существования. Вместе с
этим осознанием начинается поиск «себя
подлинного», который в итоге приводит
его в места событий его детства. В своей траектории движения
«назад, в прошлое» Аустерлиц как бы
выворачивает наизнанку традиционный
путь развития героя типичного романа
воспитания: от детского или юношеского
возраста — к зрелости. Отмеченный момент
— реверсивное движение героя от зрелого
возраста — назад, к детскому возрасту
— лишь один момент сущностного отличия
«Аустерлица» от традиционной схемы
романа воспитания. Второй важный момент
— опрокидывание самой структуры
поступательной эволюционности в
развитии личности, которая, если
следовать теории воспитательного
романа от Гегеля, через Дильтея к Лукачу
и Бахтину — сущностно определяет
сюжетное движение героя. В противоположность
данной характеристике движение Жака
Аустерлица на пути реконструирования
собственной личностной идентичности
оказывается не только реверсивным, но
также и антиэволюционным, изъятым из
времени и «вброшенным» в пространство.