Описательная топика персонажа в русской прозе XIX в.: статическая внешность, динамическая внешность, бытовое поведение
Федор Никитич Двинятин
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
213
2019-03-20
15:50 -
16:10
Ключевые слова, аннотация
Топика, топосы, русская литература, литература XIX в., проза, описание, портрет.
Тезисы
Предварительные наблюдения показывают в русской прозе XIX в. наличие в основном 2 видов топосов: это топосы-концептуализаторы и топосы-дескрипторы. Топосы-концептуализаторы подобны тем, которые выделял Э. Р. Куциус, они также похожи на на дексриптивные системы в понимании М. Риффатерра и на
концептуальные метафоры Дж. Лакоффа и М. Джонсона. В их основе лежит (а) либо
концептуальное уподобление или сопоставление (мир — книга, юноша (и)
старик), (б) либо концептуальный элемент риторического аргумента,
аргумент без иллокуции, которая в каждом конкретном случае избирается своя, не принадлежа, таким образом, топосу как таковому своя (все
люди смертны). У них есть концептуальное ядро, частично реализуемое в
лексическом, и разнообразие функций.
Топосы-дескрипторы
похожи на формулы, клише; как их пример Чехов подал «Мороз крепчал». У
них есть лексическое и грамматическое ядро (но нет концептуального), а
также периферия; разнообразие функций у них ослаблено, но общий объем
элементов (больший, чем у формулы) и ситуативно-характеристическая
обусловленность переводят их из формул в топосы. Областью их реализации
являются основные тематические классы описательности: человек (портрет);
природа (пейзаж); быт (вещный мир и обиход); иногда общая
перцептивность. Подобно тому, как топосы-коцептуализаторы обслуживают преимущественно область рассуждения, топосы-дескрипторы, что естественно, реализуются преимущественно в области описания (а топикой повествования является мотивика, давно описываемая отдельно, преимущественно в нарратологии).
Примером описания относительно неизменной внешности персонажа может служить топос (иногда отливающийся в соответствующую формулу) «Полная, белая, румяная» (о молодой красавице). Топосы, связанные с отражением во внешности персонажа его эмоций и намерений — «Глаза горели диким огнем» и родственный ему «Губы (за)дрожали, щеки были бледны». Пример устойчивого топоса бытового поведения — «Хозяйка разливала чай». Все они представлены в русской прозе XIX в. во многих десятках реализаций, имеют устойчивые ядра и области варьирования, композиционную валентность, историческую (диахроническую) траекторию, знают авторов, являющихся лидерами в обращении в этим топосам.