«Письмо в зонах» для формирования и проверки навыка критического мышления
Валерий Германович Тимофеев
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Алена Борисовна Тимофеева
Докладчик
старший преподаватель
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Майкл Фрис
Докладчик
ассистент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
У-2
2019-03-18
16:00 -
16:20
Ключевые слова, аннотация
Критическое
мышление, навыки XXI в., оценочные средства, Таксономия Блума, матетика.
Тезисы
Преподаватели
факультета Свободных искусств и наук имеют большой опыт развития у своих студентов навыка
критического мышления. Высокую эффективность показало задание «Письмо в зонах»,
основные принципы которого были разработаны Институтом Письма и Мышления (Bard College Institute for Writing and Thinking). Применение модификаций задания, в том числе
авторских, убедительно демонстрирует широкие возможности не только развивать
навыки критического мышления, используемые студентами при чтении и письме, но и
реальную возможность контролировать эти процессы на различных этапах — от
работы с текстом до написания эссе.
«Письмо в зонах» принадлежит не столько к дидактике, сколько — матетике, служащей целям научить учиться. Это задание относится к типу заданий «Чтение через письмо», в рамках которых студенты письменно фиксируют процессы изучающего чтения. «Письмо в зонах» соблюдает эффективную последовательность видов мыслительной деятельности («Таксономии образовательных целей» Блума): запоминание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка. Выполняя задание, студенты заполняют ответами десять зон, совершая два полных круга видов мыслительной деятельности и дважды включают рефлексию, пытаясь ответить на вопрос «Как и почему изменилось восприятие изучаемого текста?». В последней зоне должна появиться фраза, в которой отразятся как результаты анализа изучаемого текста, так и наблюдения над ходом и природой собственных мыслей. Она послужит основой для главного тезиса эссе, написанного по результатам выполненного задания.
Многолетние наблюдения позволяют утверждать, что регулярное выполнение задания «Письмо в зонах», позволяет студентам выработать алгоритм глубокого, основанного на критическом мышлении, анализа изучаемых текстов.
«Письмо в зонах» принадлежит не столько к дидактике, сколько — матетике, служащей целям научить учиться. Это задание относится к типу заданий «Чтение через письмо», в рамках которых студенты письменно фиксируют процессы изучающего чтения. «Письмо в зонах» соблюдает эффективную последовательность видов мыслительной деятельности («Таксономии образовательных целей» Блума): запоминание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка. Выполняя задание, студенты заполняют ответами десять зон, совершая два полных круга видов мыслительной деятельности и дважды включают рефлексию, пытаясь ответить на вопрос «Как и почему изменилось восприятие изучаемого текста?». В последней зоне должна появиться фраза, в которой отразятся как результаты анализа изучаемого текста, так и наблюдения над ходом и природой собственных мыслей. Она послужит основой для главного тезиса эссе, написанного по результатам выполненного задания.
Многолетние наблюдения позволяют утверждать, что регулярное выполнение задания «Письмо в зонах», позволяет студентам выработать алгоритм глубокого, основанного на критическом мышлении, анализа изучаемых текстов.