Категория времени в макро- и микрособытии художественного текста
Ксения Ростиславовна Новожилова
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
25
2019-03-23
12:50 -
13:15
Ключевые слова, аннотация
Н. А. Жирмунская, категория времени, субкатегория текста длительности, событие повествования, повествуемое событие,
пропозиция.
Тезисы
В настоящем сообщении делается акцент
на соотношении подходов к тексту со стороны литературоведения и языкознания, то
есть, тех областей филологического знания, которым была привержена
Н. А. Жирмунская.
В теорию повествования вошло противопоставление
фабульного события и события рассказа о нем как двух планов (Ebenen) эпической формы. Онтологической
категорией события вообще и обоих видов художественного события, в частности,
является категория времени, включающая субкатегорию длительность. Соотношение длительности фабульного события и события
рассказа о нем рассматривался в теории литературы как одна из характеристик
художественного метода автора. При этом в литературоведении выбирались разные,
в том числе и неожиданные критерии для сопоставления длительности повествуемого
события и события повествования (особенно в объёме макрособытия целого текста).
Лингвостилистический анализ литературного текста, к которому
мы прибегнем для рассмотрения этого вопроса, является областью исследования, в
которой лингвистическая методология применяется к изучению того, как передаются
и воспринимаются художественные смыслы. В настоящем сообщении предлагается
лингвистический критерий сопоставления, применимый к анализу длительности художественного
изображения текстового микрособытия — эпизода. Этот критерий основывается на
понятии пропозиция, которая
рассматривается как семантический инвариант предложения. Процедура
прозиционального анализа текста позволяет обосновать реализацию приёмов
детализации и конденсации, которые выполняют в литературном тексте разнообразные
художественные задачи.
Эти приёмы являются релевантными и
для других, нелитературных, нарративных жанров, и в этом отношении исследование
литературных текстов обогащает исследования, лежащие в области лингвистики
текста вообще.