XLVIII Международная филологическая научная конференция

Категория времени в макро- и микрособытии художественного текста

Ксения Ростиславовна Новожилова
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

25
2019-03-23
12:50 - 13:15

Ключевые слова, аннотация

Н. А. Жирмунская, категория времени, субкатегория текста длительности, событие повествования, повествуемое событие, пропозиция.

Тезисы

В настоящем сообщении делается акцент на соотношении подходов к тексту со стороны литературоведения и языкознания, то есть, тех областей филологического знания, которым была привержена Н. А. Жирмунская. В теорию повествования вошло противопоставление фабульного события и события рассказа о нем как двух планов (Ebenen) эпической формы. Онтологической категорией события вообще и обоих видов художественного события, в частности, является категория времени, включающая субкатегорию длительность. Соотношение длительности фабульного события и события рассказа о нем рассматривался в теории литературы как одна из характеристик художественного метода автора. При этом в литературоведении выбирались разные, в том числе и неожиданные критерии для сопоставления длительности повествуемого события и события повествования (особенно в объёме макрособытия целого текста). Лингвостилистический анализ литературного текста, к которому мы прибегнем для рассмотрения этого вопроса, является областью исследования, в которой лингвистическая методология применяется к изучению того, как передаются и воспринимаются художественные смыслы. В настоящем сообщении предлагается лингвистический критерий сопоставления, применимый к анализу длительности художественного изображения текстового микрособытия — эпизода. Этот критерий основывается на понятии пропозиция, которая рассматривается как семантический инвариант предложения. Процедура прозиционального анализа текста позволяет обосновать реализацию приёмов детализации и конденсации, которые выполняют в литературном тексте разнообразные художественные задачи. Эти приёмы являются релевантными и для других, нелитературных, нарративных жанров, и в этом отношении исследование литературных текстов обогащает исследования, лежащие в области лингвистики текста вообще.