Ассоциативное поле «интеллект» в русском и тайском языковом сознании
Парит - Аруноаст
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
201
2019-03-21
18:00 -
18:15
Ключевые слова, аннотация
Интеллект, концепт, психолингвистическое значение, ассоциативное поле, анкетирование.
Тезисы
Исследование концепта с точки зрения психолингвистики позволяет раскрыть его содержание, представленное в языковом сознании носителей языка. В рамках направленного ассоциативного эксперимента нами испытуемым предлагалось дать реакцию по модели И. А. Стернина «Х — это…».
Для выявления психолингвистического значения концепта «интеллект» нами была разработана анкета: испытуемым-русским и испытуемым-тайцам надо было ответить навопросы анкеты, связаные с исследованием ассоциации на слово-стимул «интеллект». В анонимном анкетировании принимали участие две исследуемых группы: 1) 135 русских респондентов от 16 до 64 лет, живущих в России; 2) 135 тайцев в возрасте от 18 до 65 лет, живущих в Таиланде.
Опираясь на анализ приведенных реакций, можно построить ассоциативное поле (далее АП) на стимул «интеллект» в русском языковом сознании, которое представим (по количественному параметру) в следующей иерархической структуре: ядро АП представлено самой частотной реакцией: ум: 13; центр АП представлен наиболее частотными реакциями: разум: 9, мозг: 7, знание: , наука: 5, человек: 5, эрудиция: 4, логика: 4, начитанность: 4, образование: 4, мышление: 4, уровень знаний: 3, развитый человек: 3, ученые: 3, образованность: 3, развитие человека: 2, эрудированность: 2, интересный человек: 2, «что, где, когда?»: 2, роботы: 2, расчет: 2, книги: 2, красота: 2, искусственный интеллект: 2, способность решать задачи: 2, размышление: 2; периферия АП представлена единичными реакциями (единичные реакции на стимул «интеллект»: 84): IQ: 1, очки: 1, вино: 1 и другие.
Представим АП на стимул «интеллект» в тайском языковом сознании в следующей иерархической структуре: ядро АП представлено самой частотной реакцией: знание: 10; центр АП представлен наиболее частотными реакциями: мозг: 4, книга: 4, образование: 3, дхарма: 3, человек: 2, обучение: 2, способность: 2: внимательность: 2; периферия АП представлена единичными реакциями (единичные реакции на стимул «интеллект»: 58): философия: 1, ум: 1, наука: 1, Будда: 1 и др.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что интеллект с точки зрения носителя русского языка ассоциируется, в первую очередь, с способностью индивида мыслить, а с тайской точки зрения — с совокупностью сведений, познаний в какой-либо области. При ассоциативном поле в ассоциативном эксперименте выявляется национально-культурная специфика концепта «интеллект» в современной русской и тайской языковой картине мира.
Для выявления психолингвистического значения концепта «интеллект» нами была разработана анкета: испытуемым-русским и испытуемым-тайцам надо было ответить навопросы анкеты, связаные с исследованием ассоциации на слово-стимул «интеллект». В анонимном анкетировании принимали участие две исследуемых группы: 1) 135 русских респондентов от 16 до 64 лет, живущих в России; 2) 135 тайцев в возрасте от 18 до 65 лет, живущих в Таиланде.
Опираясь на анализ приведенных реакций, можно построить ассоциативное поле (далее АП) на стимул «интеллект» в русском языковом сознании, которое представим (по количественному параметру) в следующей иерархической структуре: ядро АП представлено самой частотной реакцией: ум: 13; центр АП представлен наиболее частотными реакциями: разум: 9, мозг: 7, знание: , наука: 5, человек: 5, эрудиция: 4, логика: 4, начитанность: 4, образование: 4, мышление: 4, уровень знаний: 3, развитый человек: 3, ученые: 3, образованность: 3, развитие человека: 2, эрудированность: 2, интересный человек: 2, «что, где, когда?»: 2, роботы: 2, расчет: 2, книги: 2, красота: 2, искусственный интеллект: 2, способность решать задачи: 2, размышление: 2; периферия АП представлена единичными реакциями (единичные реакции на стимул «интеллект»: 84): IQ: 1, очки: 1, вино: 1 и другие.
Представим АП на стимул «интеллект» в тайском языковом сознании в следующей иерархической структуре: ядро АП представлено самой частотной реакцией: знание: 10; центр АП представлен наиболее частотными реакциями: мозг: 4, книга: 4, образование: 3, дхарма: 3, человек: 2, обучение: 2, способность: 2: внимательность: 2; периферия АП представлена единичными реакциями (единичные реакции на стимул «интеллект»: 58): философия: 1, ум: 1, наука: 1, Будда: 1 и др.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что интеллект с точки зрения носителя русского языка ассоциируется, в первую очередь, с способностью индивида мыслить, а с тайской точки зрения — с совокупностью сведений, познаний в какой-либо области. При ассоциативном поле в ассоциативном эксперименте выявляется национально-культурная специфика концепта «интеллект» в современной русской и тайской языковой картине мира.