XLVIII Международная филологическая научная конференция

Существование чернокожего: экзистенциалистско-расовая проблематика в романе Р. Райта «Аутсайдер»

Александра Владимировна Черкасова
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет

201
2019-03-23
10:30 - 11:00

Ключевые слова, аннотация

Р. Райт, «Аутсайдер», концепция постороннего, экзистенциализм, экзистенциалистско-расовый синтез.

Тезисы

Доклад посвящен выявлению особенностей взаимодействия экзистенциалистской и расовой проблематик в романе «Аутсайдер» («The Outsider», 1953) американского писателя Ричарда Райта (1908–1960, Right).
Концепция постороннего (аутсайдера), предполагающая невключенность, вненаходимость относительно любых заранее заданных ценностей и всеобъясняющих схем, реализуется в романе в двух основных типах — расовом и идеологическом. Посторонние расового типа — это чернокожие, находящиеся одновременно внутри и снаружи американской культуры, при этом большинство таких персонажей остается на уровне неподлинного существования (Глэдис, Боб Хантер, Сара).
Идейной основой идеологического типа постороннего служит базовый экзистенциалистский тезис о первичности существования перед сущностью, представители этого типа — абсолютисты, люди, принявшие на себя бытие бога (Кросс Деймон, коммунисты Гил и Хилтон). Метафорическое выражение данный тип находит в придуманном Кроссом образе Ревнивых Повстанцев, восставших против традиционного уклада жизни ради захвата власти.
Главный герой романа Кросс соединяет в себе как идеологический, так и расовый тип постороннего, при этом настойчиво подчеркивая свою идентификацию именно по первому типу. В идейном отношении Кросс действительно идентичен белым Гилу и Хилтону, убийство которых становится для него устранением конкурентов, однако факт расовой принадлежности, влияние которой акцентировано отрицается, превращается в своеобразный минус-прием при создании образа классического постороннего.
Таким образом, проблематика исследуемого романа представляет собой экзистенциалистско-расовый синтез, в котором вопросы расового взаимодействия служат фоном для решения экзистенциалистских задач.