Ф. М. Достоевский и М. Пруст в литературоведении Франции
Александр Николаевич Таганов
Докладчик
профессор
Ивановский государственный университет
Ивановский государственный университет
241
2019-03-23
10:40 -
11:00
Ключевые слова, аннотация
Достоевский, Пруст, компаративистика, литературный процесс, французская литературная критика.
Тезисы
Ф.
М. Достоевский — бесспорно один из самых известных и уважаемых русских
писателей во Франции. История знакомства с его творчеством в этой стране уже
весьма обширна. Многие аспекты его писательского наследия изучены досконально. Его
имя часто используется как важный аргумент в дискуссиях теоретического
характера.
Одна
из особенностей французского восприятия Достоевского — введение своего рода
посреднического элемента, который помогает внедрению творчества русского
писателя в пространство французской культуры. Одним из примеров подобного
совмещения является сближение имен Достоевского и Пруста. Сопоставление творчества Достоевского и Пруста
во Франции спровоцировано самим Прустом,
его вниманием к произведениям русского писателя. Для Пруста Достоевский —
особого рода творец. Он привлекает Пруста как автор, сознающий наличие
внутреннего потока жизни.
Особое
отношение Пруста к русскому классику заставило французских исследователей
искать точки соприкосновения двух авторов. Большую роль в сравнении их творчества
сыграла Н. Саррот. Она увидела в произведениях Достоевского истоки современного
романа. Его творчество, по убеждению Саррот, оказывается близким художественным мирам
Пруста, Джойса, Кафки. Кроме внимания к указанной
компаративистской проблеме со стороны писателей необходимо отметить интерес к
ней и в современной французской литературной критике: Ж.-Л. Баке, Ф. Шарден, К.
Хаддад-Вотлинг, Ж. Хассин, М. Пежович, Ж.-Н. Вюарне.
Изучение
указанных компаративистских работ позволяет выделить как магистральные пути
развития современного литературного процесса, так и спектр вопросов, интересующих современную французскую
литературоведческую науку.