О формировании комплекса чудес в Житии Геннадия Костромского
Александра Евгеньевна Соболева
Докладчик
научный сотрудник
Институт русского языка им. В. В. Виноградова РАН
Институт русского языка им. В. В. Виноградова РАН
195
2019-03-21
16:00 -
16:30
Ключевые слова, аннотация
Текстология, агиография, история русского языка, лексикология, гапаксы.
Тезисы
Принято считать, что игумен Алексий написал и житие Геннадия
Костромского, и 19 чудес. По спискам хорошо прослеживаются этапы формирования
комплекса посмертных чудес.
На данный момент известно 35 списков
жития. Анализ состава жития и пословная
сверка глав позволяют довольно уверенно разделить списки на две редакции, начиная
с самых ранних.
К ранней, скорее всего первоначальной, редакции жития относятся списки: РНБ Погод. 708
(посл. четв. XVI в.,
сер. XVII
в.); к. XVI–XVII вв. ГИМ Син. № 929; XVII в., Син. 801; РГБ
Троиц. II
№ 5, Троиц. 673; XVIII в.
РГБ Писк. 148. Остальные представляют более позднюю редакцию текста
или проложную.
Как правило после рассказа о жизненном пути
преподобного в обеих редакциях сначала помещаются 6 прижизненных чудес, последнее
— о беснующемся. На этом общие черты
в оформлении заканчиваются.
В указанных списках ранней редакции здесь начинается блок
посмертных чудес, объединенных общим заголовком «Сказанїе о различныхъ чюдесѣхъ
преподобнаго старца Генадїя». Чудес в Сказании
десять, но только девять из них общие для этих шести списков. Эти же девять
чудес, с некоторыми исправлениями входят и в тексты второй, вероятно, чуть
более поздней редакции, которая получила широкое распространение. И если атрибуция игумену Алексию предшествующих
9 посмертных чудес не вызывают сомнения, то авторство следующих чудес оказывается
под вопросом.
Десятое чудо Сказания
в Троиц. 673 (л. 328 об.), Троиц. II. 5 (л. 644 об.) и
Писк. 148 (л. 74), Син. 801 — о некоем чернеце Патрикее. На этом Сказание
и само житие по этим спискам завершается. В рукописи Син. 929 чудес в Сказании одиннадцать, причем последнее
приписано позднее, другим почерком. Десятое чудо частично сохранилось в
Погод. 708, а одиннадцатое чудеса по этому списку пока не находит аналогов
среди списков жития.
Сюжет десятого чуда занятен и содержит элементы приключенческой
литературы, повествование увлекает, чем выбивается из ряда лаконичных
предшествующих чудес. Акцент смещается на экзотические перипетии, поджидающие
героя, а не на его духовное страдание, связанное с нарушением обета. Чудо подробно
рассказывает о мирских злоключениях (если не сказать приключениях) некоего
Григория.
Язык повествования близок с разговорному, при этом рассказчик не чужд риторическим
приемам. Привлекает внимание и лексика
повествования.