Особенности информационной структуры текстов поздних рассказов В. Токаревой (на материале рассказа «Дом за поселком»)
Ирина Александровна Гончар
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Лейла Джалаловна Самохвалова
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
198
2019-03-19
15:40 -
15:55
Ключевые слова, аннотация
Мемуарный рассказ, информационная структура, типы информации, текстовая
интенция, референтная линия, «нарративная цепочка», функционально-смысловые
единицы речи.
Тезисы
Актуальная для наших
дней тема памяти и оборотной ее стороны — забвения — становится лейтмотивом поздних
произведений В. Токаревой. Эта тема
находит развитие в цикле ее мемуарных рассказов, опубликованных в последнем
сборнике «Дом за поселком: Рассказы и очерк» (2018 г.). Мемуарный рассказ
представляет собой пограничный текст малой жанровой формы, балансирующий на грани мемуаристики и
художественно-эстетического осмысления реальных событий, лиц, деталей,
следовательно, построенный на сочетании реально-фактической и концептуальной
информации, представляющей наблюдаемые факты в ракурсе авторской оценки. Мемуарный
рассказ может охватывать одно или несколько реальных событий, но фокусом для
концептуализации описываемого становится, как правило, значимая жизненная
ситуация, в
авторском и читательском восприятии которой раскрывается текстовая интенция. Скрывая
за фиксируемой действительностью образ автора с его мировоззрением, мемуарные
рассказы В. Токаревой выстраиваются в пределах особым образом организованной
информационной структуры, наблюдение над которой является целью данного исследования.
Информационную
структуру текста, понимаемую как характер распределения в нем информации c
учетом речевой композиции и языковых средств, можно считать тем звеном, которое
соединяет стилистику от автора и стилистику от читателя.
В информационной структуре анализируемого рассказа, где в качестве
главных героев выступают члены семьи известных артистов М. В. Мироновой и А. С.
Менакера, прослеживаются несколько референтных линий, образующих «нарративные
цепочки», — дом, природа
(сосны, река, поселок), люди, события.
Развитие этих линий во времени, отраженное в
чередовании функционально-смысловых единиц речи, формирует реально-фактический и
концептуально-смысловой уровни информации текста.