Синтаксис Е. А. Баратынского как предмет лексикографического описания
Наталья Викторовна Патроева
Докладчик
профессор
Петрозаводский государственный университет
Петрозаводский государственный университет
Александр Александрович Лебедев
Докладчик
доцент
Петрозаводский государственный университет
Петрозаводский государственный университет
195
2019-03-22
18:25 -
18:50
Ключевые слова, аннотация
Поэтический синтаксис, грамматика
поэтического текста, синтаксический словарь.
Тезисы
Стихотворный синтаксис в целом остается
сравнительно мало исследованной областью, и вопросы о том, что такое
«поэтический синтаксис», какова его основная единица, какими особенностями
синтаксическая организация стихотворного текста отличается от синтаксиса прозы,
а синтаксис лирики — от синтаксиса эпоса или драмы, как взаимодействуют в
системе поэтического текста ритм, размер, метр, каталектика, рифмовка,
синтаксис, по-прежнему актуальны. Синтаксический поэтический словарь,
создаваемый сотрудниками кафедры русского языка Петрозаводского университета с 2015 г., содержит репертуар
синтаксических конструкций, используемых русскими поэтами XVIII — середины XIХ
в., и является по своему предназначению сводным писательским словарем,
демонстрирующим основные тенденции в эволюции синтаксических доминант русской
поэтической речи.
Особую роль в процессе формирования русской «поэзии
мысли» сыграли творческие поиски П. А. Вяземского и Е. А. Баратынского, товарищей
по поэтическому цеху.
Баратынский явился создателем первого в
отечественной словесности лирического цикла «Сумерки» (1842 г.). Преобладание
сложных многочастных предложений надо всеми остальными структурными
разновидностями, а также большая доля гипотаксиса в построении и семантике
конструкций вполне предсказуемо: поэтический синтаксис характеризуется сугубой
сложностью, поддержанной родовым для лирики требованием выразить максимум
личностно окрашенного размышления, переживания в сжатой форме стихотворения.
Сложные построения в цикле «Сумерки» сопровождают чаще смешанные стихотворные
формы, сочетающие разностопные ямбы или ямб с хореем, а также амфибрахий.
Простых конструкций больше в 5-стопном ямбе и 4-стопном хорее, песенном
размере, требующем легкости в построении. Более сложное синтаксическое
устройство наблюдается в стихотворениях полиметрических и разностопных.
Синтаксис П. А. Вяземского анализируется на материале
подцикла «Разные стихотворения», вошедшего в единственную изданную при жизни
поэта книгу стихов «В дороге и дома» (1862 г.). Как показывают сопоставительные
данные, Вяземский использует сложные построения чаще, чем Баратынский. Особенно
сложно устроенными оказываются стихи, написанные 6- и 5-стопным ямбом. Простые
конструкции более характерны для амфибрахия, а также разнометрических и вольных
композиций. Большие строфические формы по идущей из одической поэзии традиции
сложнее четверостиший и астрофических композиций.
Основные черты синтаксической организации
цикла «Сумерки» позволяют выявить архаизаторскую тенденцию к
структурно-семантическому и ритмо-мелодическому усложнению в поэтической
грамматике позднего Баратынского. Вяземский выступает продолжателем этих
синтаксических тенденций в последующий период развития русской литературы.