Образ «другого» и нарративные стратегии в «Травницкой хронике» Иво Андрича и в «Тихом Доне» Михаила Шолохова
Бранимир Чович
Докладчик
профессор
Университет г. Баня-Лука
Университет г. Баня-Лука
211
2019-03-19
14:20 -
14:40
Ключевые слова, аннотация
Исторический роман,
имагология, образ другого, свое–чужое, нарратив.
Тезисы
У исторических романов «Травницкая хроника» и «Тихий Дон» налицо целый
ряд общих черт: во-первых, обе нарративные структуры ограничены строгими
историческими временными рамками; во-вторых, оба структурированы по одной из самых частотных семантических моделей — «свое–чужое»,
характерных для современного исторического романа и представляют собою конструктивную доминанту в композиции обоих романов, которая разлита по всей
нарративной структуре; в-третьих, много общего и в структуре «образа автора» с
двумя основными авторскими масками, с одной стороны, современника описываемых
событий, но не участника, и с другой, — образом современного историка, который
оценивает прошлые исторические события с высоты всезнающего, вездесущего
повествователя. Oба романа
закончены в одно и тоже время: Хроника
Андрича — в 1942, Тихий Дон Шолохова — в 1940 г.
Романный мир «Травницкой
хроники», ограниченный строгими временными рамками Пролога и Эпилога: двумя
беседами бегов за столом в укромном уголке «Лутвиной кофейни» —
приобретает еще одну важную особенность: он структурирован по одной из самых
частотных семантических моделей — «свое» — «чужое». Романный мир «Тихого Дона» также
ограничивается временными рамками: с 1912 по 1922, а охватывает исторические
события Первой мировой войны, раскола и
трагических столкновений между казаками, привилегированными среди крестьян в
дореволюционный период Российской империи, равно как и период столкновения
между «красными» и «белыми» казаками в Октябрьскую
революцию и гражданскую войну. А структурирован роман Шолохова по такой же
семантической модели, как и «Травницкая хроника»: основывается на дихотомии «свое — чужое», характерной для современного исторического романа,
представляющей конструктивную доминанту композиции романа, скрепляющую отдельные
сегменты в когерентное целое.
Этой дихотомией начинается романное
время в последнюю пятницу в октябре 1806 г., а заканчивается в последнюю
пятницу в мае 1814 г., двумя беседами самого старого и уважаемого всеми Хамид-бея Тескереджича.