Герои романа Сидни Оуэнсон «Дикая ирландка» как отражение проблемы национального характера
Анастасия Игоревна Дудкина
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
190
2019-03-23
13:00 -
13:20
Ключевые слова, аннотация
Сидни Оуэнсон,
леди Морган, «Дикая Ирландка», английская литература, ирландский
вопрос, англо-ирландская литература, литературный герой.
Тезисы
Леди
Морган, урожденную Сидни Оуэнсон (1776?–1859), по праву можно считать одной из
самых интересных и загадочных фигур европейской литературы рубежа XVIII–XIX
вв. Несмотря на то, что к
творчеству С. Оуэнсон обращались многие исследователи (Дж. Донован, М. Кэмпбел,
Р. Пери, В. Дж. Фитцпатрик, Д. Тодд), нельзя утверждать, что ее наследие хорошо
изучено, а оно весьма богато: поэзия, пьесы, травелоги, драмы, критические
очерки и, конечно же, романы. Леди Морган помимо литературной активно
занималась еще и политической деятельностью. Ее очень волновала острая и
противоречивая проблема взаимоотношений Ирландии и Великобритании, ведь сама С.
Оуэнсон была наполовину англичанкой, а наполовину ирландкой. Свои мысли и
основанные на реальных наблюдениях взгляды она переносила на страницы
произведений. В одном из самых известных ее романов, «Дикой ирландке» (1805), наиболее
ярко отражена проблема национальной идентичности. В данном произведении автор
демонстрирует осведомленность в исторических, политических, религиозных,
классовых, этнографичеких вопросах. В романе отчетливо слышен голос, который
смело говорит о корнях и богатой самобытной культуре Ирландии. Как отмечают многие
исследователи, дабы подчернуть свою собственную национальную принадлежность, писатели
делали подзаголовки к своим произведениям, например «Ирландская повесть» или
«Ирландские мелодии». У романа Оуэнсон подзаголовок тоже есть — «Национальная
история». Несомненно, это стало определенным вызовом в то время, и роман быстро
привлек внимание читателей и критиков. Образы гаэльской принцессы (автор
настаивает, что истинными ирландцами были именно гаэлы) Глорвины О’Мелвил и Горацио Мортимера помогают
раскрыть сущность, кажется, вечного конфликта между ирландцами и англичанами о
независимости первых. Известно, что до середины XIX в. женщины не могли проявлять себя в
сферах науки и образования, тем ценнее видится желание С. Оуэнсон представить
свою героиню чрезвычайно образованной, всесторонне развитой интеллектуалкой,
которую Горацио описывает как настощего гения, у которого он многому учится.
Создав именно такой образ, Оуэнсон стремится если не сломать, то наделить
закостенелые стереотипы об Ирландии положительными коннотациями, заявляя о том,
что «непонятный» не значит «варварский».