XLVIII Международная филологическая научная конференция

Метаморфозы с помощью слова ВДРУГ (О ритмической организации стихотворения Бродского «Кентавры IV»)

Олег Иванович Федотов
Докладчик
профессор
Московский педагогический государственный университет

210
2019-03-20
16:30 - 17:00

Ключевые слова, аннотация

Иосиф Бродский, цикл «Кентавры I–IV», «Из Парменида», «Открытка из Лиссабона», «Epitaphf for Centaur», ритмическая композиция, метаморфозы вольного дольника.

Тезисы

Античная идея тотальных взаимопревращений (метаморфоз) оказалась для образной системы Бродского исключительно конгруэнтной. Всевозможные образы-кентавры были ему особенно близки как самый эффективный вид сокращенного сравнения — метафоры. Не в последнюю очередь он и себя мог ощущать Кентавром, как в бытность свою в искаженном мире советского тоталитаризма, так и оказавшись за рубежом, где поэт остро чувствовал драматическое раздвоение между своим прошлым и настоящим. Как проницательно отмечает в своих комментариях Л. Лосев, переводя «Кентавров» на английский язык, «Бродский написал по-английски своего рода мифологизированный автопортрет». Антивоенный памфлет Бродского «Кентавры IV» органически взаимодействует с тремя предыдущими «Кентаврами» цикла, а также с генетически и ассоциативно связанными с ними стихотворениями: «Из Парменида», <1987>, «Открытка из Лиссабона», Весна 1988, и продолжением (если не завершением) на английском языке «Epitaph for Centaur», 1988. Предварительно рассмотрев все упомянутые циклизующиеся с «Кентаврами IV» произведения, автор сообщения (статьи) детально анализирует ритмическую композицию последнего: 16 стихов вольного дольника  группируются в четыре катрена перекрестной рифмовки, где роль графической сегментации исполняют заключительные укороченные 3-ударные строки, фиксирующие сверх того точками равновеликие по числу строк порции высказывания. Все остальные стихи, отменно длинные и разнокалиберные, насчитывают от 4-х до 6-ти и даже 8-ми иктов. Их вариативная конфигурация соответствует образно-смысловой конкретике каждого четверостишия и стихотворения в целом. Звезда в ржавой воде,  заполнившей «черный квадрат окопа», мыслится Бродским, в отличие от Рождественской звезды Мандельштама, которой надлежит отражаться «семью плавниками» в «черной и сладимой воде новгородских колодцев», в ряду всех остальных противоестественных слияний неслиянных явлений, которые-таки случаются «с помощью слова „вдруг“ / реже во время войны, чем во время мира».