Ряды амплификаций в современной поэзии
Наталья Павловна Пинежанинова
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
195
2019-03-20
11:10 -
11:40
Ключевые слова, аннотация
Амплификация, синонимия, антонимия, перераспределение границ слова, коллаж, метапространство.
Тезисы
В современной поэзии филологического типа наблюдается ассоциативный тип
связи слов в амплификации. Авторы выстраивают амплификации, подчиняя их логике
субъективных номинаций и рефлексии над словом. Рефлексия может проявляться в выборе
конструктивно-семантических компонентов перечислительного ряда, способствующего
усилению выразительности и организации авторского семантического метапространства.
Амплификации в поэтической речи Н. Делаланд
являются важным текстообразующим элементом,
основанным на переразложении идиом, трансформации логической связи перечислений,
антонимии и контекстуальной полисемии. Опыты с включением в
перечислительные ряды иностилевых или инограмматических элементов, окказионализмов
и контекстуальных метафор свидетельствуют о поиске поэтом новых форм выразительности.
В поэтической
речи В. Котелевской амплификации представлены элементами чужой речи, которые градуируют
тематическую шкалу сообщений, приобретают оценочное значение и переключают
стилевые регистры. Другим основанием амплификаций являются инфинитивные конструкции, изображающие картины реальных или символических действий. Третий
тип амплификаций можно обозначить как метапространство, градуированное оптическим ракурсом
детализации предметного мира с разной степенью уточнения и эмоционального
восприятия.
Амплификации
в поэтической речи Н. Делаланд и В. Котелевской проявляют индивидуальную избирательность
в выборе семантических индикаторов выразительности,
создающих эффект накопления образности, наглядности и описательности.