Филиппинки — авторы и персонажи тагальской новеллистики XX в.
Екатерина Александровна Бакланова
Докладчик
старший научный сотрудник
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
25
2019-03-26
18:10 -
18:30
Ключевые слова, аннотация
Ыилиппинская литература, новеллистика, тагальский, рассказ, женская литература.
Тезисы
В
литературе Филиппин, до к. XIX в.
формировавшейся под контролем испанских
монахов, женские голоса зазвучали только
с нач. XX в. Американский неоколониализм
обеспечил доступ филиппинок к образованию
и профессиям, что
способствовало развитию в их творчестве
личностного начала, пересмотру роли
женщины в социуме, трансформации
образа главной героини.
С 1920-х гг. начинается генезис современной прозы (тагальской, англоязычной), развивается новеллистика. Произведения дидактичны, персонажи одноплановы и лишены психологизма. С. Рейес выделяет в тагальской прозе 1 пол. XX в. 3 типа женских образов:
С к. 1930–1940-х гг. женские образы обретают разноплановость: так, у К. Херреры мать — меркантильная, а не добрая советчица, у И. Лабог героиня — отважная журналистка, а не скромная домохозяйка, у Л. Флор образ беременной не утрирован до «счастливой матери», а отражает и отрицательные эмоции. Разрушается антитеза героиня/антигероиня, развивается психологизм, диалектичность образов («Иссохшая земля жаждет» Л. Арсео). В прозе Х. Эдросы Матуте главным героем становится ребенок как наблюдатель, в т. ч. во взаимодействии с наставницей («Рассказ Хорошей»).
В к. 1940–1950-е гг. авторы осмысливают опыт войны и японской оккупации. Героини этих лет — самоотверженная мать семейства, или воительница — отражены в прозе Р. де Гусман Лингат, Н. Б. дель Росарио, Х. Э. Матуте и др. В роли антигероев — только мужчины.
1960–1970-е гг. — годы борьбы против диктатуры Ф. Маркоса. Одной из основных становится тема важной общественной роли женщины — ее демонстрируют героини-активистки Х. Э. Матуте, Л. Баутисты, Т. Капили, позднее Ф. Гарсии, Л. Киндосы Сантьяго; нередко сильной женщине противопоставлен слабый мужчина.
Литература 1980–1990-х открыта для любых тем. В рассказах Л. Баутисты, Ф. Гарсии, Л. К. Сантьяго, Р. Крус Люсеро и др. представлены в целом свободные от авторской оценки образы женщин из различных слоев общества и их восприятие семьи, патриотизма, секса и насилия, женской физиологии.
Reyes, Soledad. Ang Maikling Kuwentong Tagalog (1926–1938) // Malay. — T. II, b. 1, 1982. — Maynila: DLSU Press. — Pp. 1–21.
С 1920-х гг. начинается генезис современной прозы (тагальской, англоязычной), развивается новеллистика. Произведения дидактичны, персонажи одноплановы и лишены психологизма. С. Рейес выделяет в тагальской прозе 1 пол. XX в. 3 типа женских образов:
- идеальная жена, дочь, мать, преодолевающая все тяготы;
- «падшая женщина с золотым сердцем»;
- распутная красавица, получающая по заслугам [Reyes 1982: 6–8].
С к. 1930–1940-х гг. женские образы обретают разноплановость: так, у К. Херреры мать — меркантильная, а не добрая советчица, у И. Лабог героиня — отважная журналистка, а не скромная домохозяйка, у Л. Флор образ беременной не утрирован до «счастливой матери», а отражает и отрицательные эмоции. Разрушается антитеза героиня/антигероиня, развивается психологизм, диалектичность образов («Иссохшая земля жаждет» Л. Арсео). В прозе Х. Эдросы Матуте главным героем становится ребенок как наблюдатель, в т. ч. во взаимодействии с наставницей («Рассказ Хорошей»).
В к. 1940–1950-е гг. авторы осмысливают опыт войны и японской оккупации. Героини этих лет — самоотверженная мать семейства, или воительница — отражены в прозе Р. де Гусман Лингат, Н. Б. дель Росарио, Х. Э. Матуте и др. В роли антигероев — только мужчины.
1960–1970-е гг. — годы борьбы против диктатуры Ф. Маркоса. Одной из основных становится тема важной общественной роли женщины — ее демонстрируют героини-активистки Х. Э. Матуте, Л. Баутисты, Т. Капили, позднее Ф. Гарсии, Л. Киндосы Сантьяго; нередко сильной женщине противопоставлен слабый мужчина.
Литература 1980–1990-х открыта для любых тем. В рассказах Л. Баутисты, Ф. Гарсии, Л. К. Сантьяго, Р. Крус Люсеро и др. представлены в целом свободные от авторской оценки образы женщин из различных слоев общества и их восприятие семьи, патриотизма, секса и насилия, женской физиологии.
Reyes, Soledad. Ang Maikling Kuwentong Tagalog (1926–1938) // Malay. — T. II, b. 1, 1982. — Maynila: DLSU Press. — Pp. 1–21.