Словацкий театр 1920–1930-х гг. в контексте европейского театра
Анна Юрьевна Пескова
Докладчик
старший научный сотрудник
Институт славяноведения РАН
Институт славяноведения РАН
211
2019-03-23
10:40 -
11:00
Ключевые слова, аннотация
Словакия, театр, режиссура, Словацкий Национальный Театр, межвоенный период, Чехия, немецкий театр, Виктор Шульц, Макс Рейнхардт, Леопольд Йесснер.
Тезисы
Словацкий театр издавна существовал в тесной связи с театральной культурой других народов Габсбургской империи: немецкой, венгерской, чешской. Это касается и раннего периода его развития - периода бытования народной театральной культуры, когда в основе постановок зачастую оказывались общие для всех этих народов темы, сюжеты, персонажи и т. д. Затем с появлением первых любительских театральных трупп в Словакии (первый словацкий любительский театр был основан в 1830 г. в Липтовском Микулаше) в их репертуаре неизменно присутствовали, помимо драматических произведений словацких авторов (Ян Халупка, Ян Паларик, Йонаш Заборский и др.), немалое число венгерских, немецких и чешских пьес (К. Кишфалуди, Я. Коцебу, В. К. Клицпера, Й. К. Тыл, Я. Н. Штепанек и др.). Неизменно активно гастролировавшие здесь, вплоть до начала 1920-х гг., венгерские и немецкие театры также оказывали влияние на формирование театральной культуры Словакии.
После образования Чехословацкой Республики (1918) остро встал вопрос об открытии первого профессионального словацкого театра, поскольку Словакия оказалась последней страной в Центральной Европе, в которой все еще не было своего национального театра. Однако за его основу решено было взять не один из уже действовавших словацких любительских театральных коллективов, а труппу одного из чешских театров — Восточно-чешского театрального общества под руководством Б. Ержабека. Таким образом, первые годы существования Словацкого Национального Театра (СНТ), открывшегося в Братиславе в 1920 г., прошли под знаком чешской театральной культуры: чешские актеры на чешском языке играли драматические спектакли, оперы, оперетты в постановке чешских режиссеров. Словацкие драмы сначала лишь изредка появляются в репертуаре театра, но со временем спектакли на словацком языке становятся все более и более востребованными. В результате сначала театр организовал гастрольную труппу «СНТ II» со словацкими актерами, затем часть из них была зачислена в основную труппу театра, а в 1932 году драматическая труппа СНТ была разделена на две: чешскую и словацкую. Во главе первой из них встал чешский режиссер Виктор Шульц, несколько лет до этого проработавший в Берлине и Праге, ученик знаменитых немецких режиссеров Макса Рейнхардта и Леопольда Йеснера, один из выдающихся представителей чехословацкого театрального авангарда. Его драматические, а с 1934 г. и оперные постановки привлекали зрителей современной сценографией и музыкальной составляющей спектаклей. Стремясь к созданию целостного сценического произведения (нем. Gesamtkunstwerk), он привлекал к работе над спектаклями лучших словацких художников того времени (Ф. Трёстера, Л. Фуллу, М. Галанду), и вместе они формировали вкус братиславской публики постановками со сценографией мирового уровня.
После образования Чехословацкой Республики (1918) остро встал вопрос об открытии первого профессионального словацкого театра, поскольку Словакия оказалась последней страной в Центральной Европе, в которой все еще не было своего национального театра. Однако за его основу решено было взять не один из уже действовавших словацких любительских театральных коллективов, а труппу одного из чешских театров — Восточно-чешского театрального общества под руководством Б. Ержабека. Таким образом, первые годы существования Словацкого Национального Театра (СНТ), открывшегося в Братиславе в 1920 г., прошли под знаком чешской театральной культуры: чешские актеры на чешском языке играли драматические спектакли, оперы, оперетты в постановке чешских режиссеров. Словацкие драмы сначала лишь изредка появляются в репертуаре театра, но со временем спектакли на словацком языке становятся все более и более востребованными. В результате сначала театр организовал гастрольную труппу «СНТ II» со словацкими актерами, затем часть из них была зачислена в основную труппу театра, а в 1932 году драматическая труппа СНТ была разделена на две: чешскую и словацкую. Во главе первой из них встал чешский режиссер Виктор Шульц, несколько лет до этого проработавший в Берлине и Праге, ученик знаменитых немецких режиссеров Макса Рейнхардта и Леопольда Йеснера, один из выдающихся представителей чехословацкого театрального авангарда. Его драматические, а с 1934 г. и оперные постановки привлекали зрителей современной сценографией и музыкальной составляющей спектаклей. Стремясь к созданию целостного сценического произведения (нем. Gesamtkunstwerk), он привлекал к работе над спектаклями лучших словацких художников того времени (Ф. Трёстера, Л. Фуллу, М. Галанду), и вместе они формировали вкус братиславской публики постановками со сценографией мирового уровня.