Вид и видовая пара
Сергей Юрьевич Иванов
Докладчик
старший преподаватель
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
201
2019-03-21
16:20 -
16:35
Ключевые слова, аннотация
Вид, видовая пара, способ действия.
Тезисы
В РКИ
недостаточно четко разграничены вид и видовая пара. Вид — грамматическая
категория, в то время как видовая пара — более частное,
лексико-грамматическое явление.
1. В пособиях
и на занятиях вид представлен списком видовых пар, что ограничивает грамматический
кругозор учащихся и препятствует усвоению таких групп глаголов, как читать, почитать, прочитать; говорить,
сказать, поговорить. Разграничение вида и видовой пары позволит развести
грамматический и лексический аспекты темы.
2. Абсолютизация
видовой пары в изучении вида препятствует усвоению трехступенчатой видовой
деривации как грамматического процесса. Вне учебной повестки остаются видовые
триады типа читать/ прочитать/
прочитывать, а также контекстная синонимия между первичными и вторичными
НСВ в случаях типа идти/ пройти/
проходить. Приоритет вида над видовой парой помог бы избежать этих потерь.
3. Изучение
вида только в рамках видовой парности исключает из рассмотрения несобственно
парные образования непредельных глаголов типа посидеть. Для учащихся такие глаголы остаются без перфективных
соответствий, между тем как в речи перфективация непредельных глаголов широко
распространена и сближается с видовой парностью, ср. Поработав, можно отдохнуть. Включение непарных глаголов в общую
видовую рамку устраняет данный пробел.
4. Дефектные,
потенциально предельные глаголы НСВ типа разговаривать
лишены перфективных соответствий в парной модели преподавания вида. Подчинение
их грамматическим закономерностям употребления вида позволит установить
соответствие между ними и СВ других лексем, напр. разговаривать/поговорить. Возможно включение в видовую орбиту и неглагольных
предикатов, ср. надо/понадобиться.
5. Абсолютизация
видовой пары в изучении вида отодвигает на задний план важнейшие способы
действия, прежде всего результативный, начинательный и ограничительный. Их
соотношение с видовой парностью не проясняется. Примат видового соответствия
над видовой парой позволит сопоставить видовую пару со способом действия,
выявить их семантическое различие и пересечение в таких случаях, как читать/почитать/прочитать, ездить/съездить.
6. Преувеличенная
роль видовой пары в теме вида мешает пониманию семантической разнородности
таких пар, как читать/прочитать,
приходить/прийти, понимать/понять. Отделение общего, грамматического, от
частного, семантического, с последующим отделением видовой пары от способа
действия облегчит семантическую типологию видовых пар.
7. Описание видовых ситуаций традиционно
ориентировано на видовую пару. На периферии РКИ остаются ситуации, в которых
видовая парность явно не представлена, ср. Давай
посидим; Жил, жил, да и умер; Сейчас не надо, а завтра понадобится. Их
объяснение требует более широкого основания — грамматического соответствия
НСВ и СВ, независимого от парности.