Диалоговые технологии в драматургии А. Волошиной
Ольга Васильевна Cуханова
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
201
2019-03-26
14:50 -
15:20
Ключевые слова, аннотация
Коммуникация, художественная культура, социокультурные трансформации, диалоговое пространство драматического произведения, форматы диалога, типы диалога в пьесах.
Тезисы
Современные коммуникационные явления и процессы
полиструктурны, полимодальны, требуют изучения в контексте сложившейся
социокультурной ситуации. В России
активны процессы отрицания, переоценки ценностей, идет активный поиск способов
сохранения и трансляции культурного опыта. Художественная культура, имеющая
четкие ценностные характеристики, является индикатором социокультурных
изменений. Восприятие феноменов культуры отражается в сознании человека. Тем
самым формируется культурное пространство. Фундамент всякой
культуры — система ценностей.
Повышенный интерес к проблематике
коммуникации, общения объясняется необходимостью понять процессы, посредством
которых человек выражает свои мысли, вступает во взаимодействие с другими, в том числе вступает в диалог, выбирает
стратегию и тактику ведения диалога. Диалог обнаруживает систему ценностей
участников коммуникации: Автор художественного произведения — читатель/зритель. Диалог в драматургическом тексте соединяет две сферы: внутренний мир героя и
внутренний мир читателя/зрителя — две
системы ценностей. Диалог позволяет автору задать вектор восприятия всего
драматургического текста: мы следуем за автором через высказанное к
невысказанному и невысказываемому. Р. Макки заметил: «…куски диалогов запоминаются
наизусть потому, что, твердя их снова и снова, мы не только всякий раз оживляем картины, написанные словами,
но и слышим отзвуки собственных мыслей в том, что думают герои…». Для системного представления
предпочтений А. Волошиной в выборе формата диалога в пьесах «Человек из рыбы»,
«Високосный год», «Единственная», «Гибнет хор», «Обрыв: черновики жзни»,
«Антигона: редукция» назовем возможные форматы: 1) разговор с другим человеком
(другими людьми); 2) разговор с
самим собой; 3) разговор со зрителем.
Эти формы диалога реализуют в пьесах А.
Волошиной следующие типы действия: драматизированный диалог; нарратизированный
диалог. Особое внимание А. Волошина
уделяет выбору аудильных инструментов, обнаруживая явное их преимущество перед
визуальными.
Литература
Макки Р. Диалог: Искусство слова для писателей, сценаристов и драматургов. М., 2018.