Поэтика заглавий стихотворных и прозаических текстов в книге Ивана Жданова «Воздух и ветер»
Николай Сергеевич Чижов
Докладчик
старший преподаватель
Тюменский государственный университет
Тюменский государственный университет
171
2019-03-23
11:50 -
12:10
Ключевые слова, аннотация
И. Жданов,
заглавия, семантические группы, Другой, природа, история, преображение.
Тезисы
В
докладе представлены результаты исследования системы заглавий художественных
текстов и разделов книги И. Жданова «Воздух и ветер». Установлено, что из
семидесяти одного заглавия пятьдесят шесть называют стихотворные тексты, восемь — прозаические
миниатюры и семь – разделы книги. Методологически исследование ориентировано на
теоретические и историко-литературные работы В. И. Тюпы, Ю. Б. Орлицкого, О. В.
Мирошниковой, Н. В. Барковской и др. В системе заглавий книги «Воздух и ветер» условно
были выделены шесть взаимосвязанных семантических групп: 1) природный мир; 2) духовный путь субъекта; 3) искусство; 4) христианская метафизика; 5) история; 6) диалог с Другим. Обосновывается, что частотная принадлежность одних и тех же заглавий
к разным семантическим группам (например, «Поэма дождя») и отсутствие
упорядоченного чередования сем в содержании книги выражают на композиционном
уровне синкретическую целостность художественного мира поэта. Так, ждановский
человек осознает себя частью всеединого мира, а его бытие резонирует с
циклическими ритмами умирания и возрождения живой природы («Воздух и ветер», «Следи
за мной мой первый снег», «Восхождение»). В то же время, как видно из заглавий
программных стихотворений поэта (Преображение», «Возвращение», «Восхождение»), лирический
субъект формирует индивидуальную траекторию духовного становления, спроецированную
на христианский метафизический вектор. Кроме того, выявлена корреляция
концептов искусства и природы в заголовочном и образно-тематическом комплексе
стихотворений поэта («Поэма дождя», «Ода ветру», «Баллада», «Концерт» и др.). Такая
корреляция интерпретируется с точки зрения их преображающего (мистериального) воздействия
на эсхатологическое развитие истории
мира. Именно искусство, с точки зрения поэта, имеет отношение к
освидетельствованию, то есть к «нахождению равновесия между частным
существованием и общей историей» (И. Жданов),
восходящему к опыту «семантической поэтики» акмеизма. Наконец, устанавливается,
что композиционным центром в системе заглавий книги «Воздух и ветер» является
семантическая группа Диалога с Другим («расстоянье между тобой и мной — это и
есть ты», «Письмо», «мы — толпа одного и того
же»). Диалогическая направленность на другое сознание выступает в качестве
системообразующего элемента при моделировании в творчестве поэта гармоничного и
целостностного бытия.