XLVIII Международная филологическая научная конференция

Поэтика заглавий стихотворных и прозаических текстов в книге Ивана Жданова «Воздух и ветер»

Николай Сергеевич Чижов
Докладчик
старший преподаватель
Тюменский государственный университет

171
2019-03-23
11:50 - 12:10

Ключевые слова, аннотация

И. Жданов, заглавия, семантические группы, Другой, природа, история, преображение.

Тезисы

В докладе представлены результаты исследования системы заглавий художественных текстов и разделов книги И. Жданова «Воздух и ветер». Установлено, что из семидесяти одного заглавия пятьдесят шесть называют  стихотворные тексты, восемь — прозаические миниатюры и семь – разделы книги. Методологически исследование ориентировано на теоретические и историко-литературные работы В. И. Тюпы, Ю. Б. Орлицкого, О. В. Мирошниковой, Н. В. Барковской и др. В системе заглавий книги «Воздух и ветер» условно были выделены шесть взаимосвязанных семантических групп: 1) природный мир; 2) духовный путь субъекта; 3) искусство; 4) христианская метафизика; 5) история; 6) диалог с Другим. Обосновывается, что частотная принадлежность одних и тех же заглавий к разным семантическим группам (например, «Поэма дождя») и отсутствие упорядоченного чередования сем в содержании книги выражают на композиционном уровне синкретическую целостность художественного мира поэта. Так, ждановский человек осознает себя частью всеединого мира, а его бытие резонирует с циклическими ритмами умирания и возрождения живой природы («Воздух и ветер», «Следи за мной мой первый снег», «Восхождение»). В то же время, как видно из заглавий программных стихотворений поэта (Преображение», «Возвращение», «Восхождение»), лирический субъект формирует индивидуальную траекторию духовного становления, спроецированную на христианский метафизический вектор. Кроме того, выявлена корреляция концептов искусства и природы в заголовочном и образно-тематическом комплексе стихотворений поэта («Поэма дождя», «Ода ветру», «Баллада», «Концерт» и др.). Такая корреляция интерпретируется с точки зрения их преображающего (мистериального) воздействия на эсхатологическое  развитие истории мира. Именно искусство, с точки зрения поэта, имеет отношение к освидетельствованию, то есть к «нахождению равновесия между частным существованием  и общей историей» (И. Жданов), восходящему к опыту «семантической поэтики» акмеизма. Наконец, устанавливается, что композиционным центром в системе заглавий книги «Воздух и ветер» является семантическая группа Диалога с Другим («расстоянье между тобой и мной — это и есть ты», «Письмо», «мы — толпа одного и того же»). Диалогическая направленность на другое сознание выступает в качестве системообразующего элемента при моделировании в творчестве поэта гармоничного и целостностного бытия.