Гик — герой нашего времени
Виктория Дмитриевна Данилова
Докладчик
аспирант
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
201
2019-03-20
17:20 -
17:50
Ключевые слова, аннотация
Телесериал, кинообраз, киногерой, гик, гик-культура, субкультура.
Тезисы
«Сериальный бум», начавшийся в последнюю декаду прошедшего тысячелетия, открыл новые пути и стратегии киноповествования, обозначил новые темы и проблемы, представил на суд зрителя новые типы киногероя. Одним из новых кинообразов, появившихся на телеэкране, становится образ гика, разрабатываемый в ряде популярных сериалов: «Теория большого взрыва» (2007 — наст. время), «Чак» (2007–2012), «Компьютерщики» (2006–2013) и др. Выход этих сериалов во многом поспособствовал популяризации гик-культуры и соответствующего образа жизни, приписываемого ранее небольшой маргинализированной социальной группе, превратив самих гиков в представителей мощной и активной субкультуры. Помимо увлечения современными компьютерными играми, фэнтези, научной фантастикой, графической литературой (комиксами) и кинофильмами на ней основанными, телевизионный герой-гик обладает несколькими характерными особенностями: профессиональная активность героя развивается в интеллектуальной сфере (IT, наука и т. п.), герой имеет прочные дружеские связи внутри коллектива единомышленников, однако, герой-гик зачастую бывает социально неловок (вплоть до конкретных психических недугов) и не обладает устойчивыми навыками выстраивания межличностных взаимоотношений (профессиональных или романтических) за пределами своей группы. Логика современных телесериалов требует развития характеров героев, поэтому и образ гика претерпевает изменения, обрастая атрибутами традиционной успешной личности в рамках устоявшейся патриархальной парадигмы: герой обретает романтического партнера, создает нуклеарную семью и минимизирует свой дискомфорт при соприкосновении с окружающим миром. Поэтому гик-сериалы не столько репрезентируют образ нового киногероя, сколько пытаются нормализовать его в соответствии с требованиями современной культуры.