Особенности формирования межкультурной компетенции студентов-филологов в полиэтнической группе (case study)
Татьяна Доброва
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Светлана Юрьевна Рубцова
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
406
2019-03-25
10:40 -
11:00
Ключевые слова, аннотация
Межкультурная компетенция, полиэтническая группа, межкультурная коммуникация.
Тезисы
Данная статья представляет собой обобщение опыта формирования межкультурной компетенции, накопленного в процессе работы со студентами полиэтнической группы программы магистратуры «Иностранные языки и межкультурная коммуникация в сфере бизнеса и менеджмента». В группу входили представители России, Италии и Китая. В эпоху глобализации невозможно подготовить эффективного специалиста без сформированной на достаточном уровне межкультурной компетенции, особенно у специалистов в сфере бизнеса и менеджмента. Формирование межкультурной компетенции в многонациональной группе характеризуется определенной спецификой. В таких группах у иностранных учащихся не только выше готовность к межкультурной коммуникации, но и создаются условия, обеспечивающие адаптацию иностранцев к иноязычной образовательной среде. Однако, в полиэтнической группе может возникнуть конфликт дидактического плана, обусловленный различиям национальных дидактических систем, преодоление которого требует значительных усилий. Следует отметить, что в интернациональной группе межкультурная коммуникация осуществляется в процессе взаимодействия не только представителей одной культуры с представителями других культур, но и в процессе взаимодействия иностранцев с преподавателем, который является носителем языка и культуры той страны, в которой происходит процесс обучения. Хотя в студенческой среде сама атмосфера способствует усвоению новых знаний и продуктивному расширению языковой и культурной картины мира на основе общих интересов, в полиэтнической группе в процессе восприятия и освоения учебного материала возникают проблемы социокультурного позиционирования и формирования личности на фоне национальных и культурных особенностей принимающей страны. Анализ этих особенностей и накопленный в ходе работы опыт позволили сформулировать ряд рекомендаций, которые с точки зрения авторов могут быть полезны с точки зрения формирования межкультурный компетенции в полиэтнических группах.