Принцип соизучения языка и культуры (на материале языков разных типов)
Татьяна Николаевна Чугаева
Докладчик
Boston College
Аида Ринасовна Фаттахова
Докладчик
доцент
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Казанский (Приволжский) федеральный университет
416
2019-03-18
16:40 -
17:00
Ключевые слова, аннотация
Мировые языки, английский, арабский, строй языка, очерк культуры, соизучение.
Тезисы
В меняющемся мире любая модель должна упрощать реальность,
отбрасывая одни факторы и сосредотачиваясь на других, существенных для решения проблемы целостно
и системно. При изучении иностранного языка необходимо раскрывать своеобразие его
строя, т. е. существенные
черты языка; принципиально важно усваивать язык в широком контексте культуры, истории,
религии народа-носителя, учитывать особую языковую картину мира, осознавая равную
значимость любого языка как
проявления общечеловеческого гения [1].
Принцип соизучения языка и культуры последовательно реализован в книге «TERRA LINGUÆ: В мире языка, языки в мире / ред. Т. Н. Чугаева, Б. В. Кондаков (рецензенты акад. Н. Н. Казанский, ИЛИ РАН, доц. Е. А. Шамина, СПбГУ), Пермь: «Титул», 2018 [2].
Целью издания стало обобщение и систематизация сведений о языке как уникальном феномене культуры и единообразное описание строя 7 основных мировых языков: английского, испанского, китайского, арабского, французского, немецкого; а также значимых явлений культуры и особенностей менталитета носителей каждого языка. Особое место уделено русскому языку как мировому и межнационального общения, а также 9 распространенным в РФ языкам.
Этнокультурологические сведения обладают воспитательным потенциалом, формируя уважительное отношение к представителям как чужой, так и своей культуры. Сравнение иностранного языка с родным открывает глубину и своеобразие родного языка и мировоззрения.
Доклад построен на сопоставлении опыта изучения английского и арабского языков с применением принципа соизучения языка и культуры.
Литература
Иванов В. В. Лингвистика третьего тысячелетия. М.: Языки славянской культуры, 2004. 208 с.
TERRA LINGUÆ: В мире языка, языки в мире / под ред. Т. Н. Чугаевой, Б. В. Кондакова. Пермь: «Титул», 2018. 352 с.
Принцип соизучения языка и культуры последовательно реализован в книге «TERRA LINGUÆ: В мире языка, языки в мире / ред. Т. Н. Чугаева, Б. В. Кондаков (рецензенты акад. Н. Н. Казанский, ИЛИ РАН, доц. Е. А. Шамина, СПбГУ), Пермь: «Титул», 2018 [2].
Целью издания стало обобщение и систематизация сведений о языке как уникальном феномене культуры и единообразное описание строя 7 основных мировых языков: английского, испанского, китайского, арабского, французского, немецкого; а также значимых явлений культуры и особенностей менталитета носителей каждого языка. Особое место уделено русскому языку как мировому и межнационального общения, а также 9 распространенным в РФ языкам.
Этнокультурологические сведения обладают воспитательным потенциалом, формируя уважительное отношение к представителям как чужой, так и своей культуры. Сравнение иностранного языка с родным открывает глубину и своеобразие родного языка и мировоззрения.
Доклад построен на сопоставлении опыта изучения английского и арабского языков с применением принципа соизучения языка и культуры.
Литература
Иванов В. В. Лингвистика третьего тысячелетия. М.: Языки славянской культуры, 2004. 208 с.
TERRA LINGUÆ: В мире языка, языки в мире / под ред. Т. Н. Чугаевой, Б. В. Кондакова. Пермь: «Титул», 2018. 352 с.