Экранный образ Сунь Укуна как средство адаптирования идеологических ценностей в Китае к современной политической ситуации
Линцзюань Ли
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
129
2019-03-22
12:50 -
13:20
Ключевые слова, аннотация
Сунь Укун, адаптация, идеологические ценности, массовое сознание, пропаганда.
Тезисы
Сунь Укун, также известный по имени «прекрасный царь
обезьян», является одним из любимых китайцами литературных персонажей. В телевизионных и кинематографических работах образ Сунь Укуна различен, он
не только отражает разные интерпретации данного литературного персонажа, но и проясняет
творческие намерения кинематографистов. На изображение персонажа Сунь Укуна влияет
мировоззрение и ценности китайцев, а сам экранный образ Сунь Укуна, в свою
очередь, выполняет функцию изменения и адаптирования идеологических ценностей.
Материалом нашего исследования являются телевизионные и кинематографические работы, в которых изображен Сунь Укун, на протяжении последних пятидесяти лет. В процессе изучения экранного образа Сунь Укуна выявлены следующие характеристики: обезьяноподобность, антропоморфность и божественность.
Для самого раннего изображения Сунь Укуна характерен образ героя, даже божества. У Сунь Укуна до образования КНР не было скверных привычек как у обезьяны, более того, он имел приятную внешность. Например, в фильме «Принцесса Железный Веер» (1941) Сунь Укун сплотил свинку Чжу Бацзе и монаха Ша Сэна, победил короля-быка дьявола, взял банановый веер и потушил пламя огненной горы. Фильм вышел во время второй мировой войны, которая в Китае называется «войной сопротивления японским захватчикам». Сунь Укун предстает как героический и человеческий, даже божественный образ в контексте антияпонской войны. Персонаж Сунь Укуна в данном фильме проявляет лидерские качества, добрые человеческие намерения в сочетании с мужеством и силой. Так Сунь Укун подает пример, необходимый Китаю того времени.
Другой всем известной телевизионной работой, в которой изображен Сунь Укун, является «Путешествие на Запад» (1982). Данная работа формирует самый гуманный антропоморфный образ Сунь Укуна. Он умный, благодарный за добро и мстительный за зло, слушает учения своего мастера монаха Сюаньцзана. С учетом политической стабильности в Китае данного периода Сунь Укун показал китайцам позитивный пример — человека, прислушивающегося к призывам правящей партии.
В современных китайских фильмах образ Сунь Укуна начал приближаться к оригинальному изображению его образа в литературе. К образу Сунь Укуна добавлены его звериные качества, то есть его образ опять изменился.
Материалом нашего исследования являются телевизионные и кинематографические работы, в которых изображен Сунь Укун, на протяжении последних пятидесяти лет. В процессе изучения экранного образа Сунь Укуна выявлены следующие характеристики: обезьяноподобность, антропоморфность и божественность.
Для самого раннего изображения Сунь Укуна характерен образ героя, даже божества. У Сунь Укуна до образования КНР не было скверных привычек как у обезьяны, более того, он имел приятную внешность. Например, в фильме «Принцесса Железный Веер» (1941) Сунь Укун сплотил свинку Чжу Бацзе и монаха Ша Сэна, победил короля-быка дьявола, взял банановый веер и потушил пламя огненной горы. Фильм вышел во время второй мировой войны, которая в Китае называется «войной сопротивления японским захватчикам». Сунь Укун предстает как героический и человеческий, даже божественный образ в контексте антияпонской войны. Персонаж Сунь Укуна в данном фильме проявляет лидерские качества, добрые человеческие намерения в сочетании с мужеством и силой. Так Сунь Укун подает пример, необходимый Китаю того времени.
Другой всем известной телевизионной работой, в которой изображен Сунь Укун, является «Путешествие на Запад» (1982). Данная работа формирует самый гуманный антропоморфный образ Сунь Укуна. Он умный, благодарный за добро и мстительный за зло, слушает учения своего мастера монаха Сюаньцзана. С учетом политической стабильности в Китае данного периода Сунь Укун показал китайцам позитивный пример — человека, прислушивающегося к призывам правящей партии.
В современных китайских фильмах образ Сунь Укуна начал приближаться к оригинальному изображению его образа в литературе. К образу Сунь Укуна добавлены его звериные качества, то есть его образ опять изменился.