Читающая героиня в романе М. Брэддон «Жена врача»
Эльмира Викторовна Васильева
Докладчик
ассистент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Irina Igorevna Burova
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
190
2019-03-23
15:20 -
15:40
Ключевые слова, аннотация
Английская литература XIX в., женское чтение, женская
текстовая реакция, роман М. Брэддон «Жена врача».
Тезисы
В докладе проводится сравнительный анализ образов читающей героини в «Госпоже Бовари» Г. Флобера и «Жене врача» М. Брэддон. Английская писательница признавала вторичность своего произведения по отношению к роману Флобера, однако созданный ею образ читающей героини не является калькированным, открывая новые возможности для изучения особенностей женского чтения.
С 1980-х гг. критики феминистского толка отстаивают мнение о том, что существует специфически женская текстовая реакция, связанная с отбором читательницей того содержания текста, которое представляется ей наиболее значительным. С этой точки зрения, образ Эммы Бовари Флобера является прекрасной иллюстрацией концепции чтения как женского желания. Знаменитое описание книг, читаемых 15-летней Эммой, позволяет охарактеризовать ее чтение как эротизированное, «экстатическое» (термин Дж. Феттерли).
С 1980-х гг. критики феминистского толка отстаивают мнение о том, что существует специфически женская текстовая реакция, связанная с отбором читательницей того содержания текста, которое представляется ей наиболее значительным. С этой точки зрения, образ Эммы Бовари Флобера является прекрасной иллюстрацией концепции чтения как женского желания. Знаменитое описание книг, читаемых 15-летней Эммой, позволяет охарактеризовать ее чтение как эротизированное, «экстатическое» (термин Дж. Феттерли).
Круг чтения Эммы и круг чтения Изабел — пересекающиеся
множества, и обе они относятся к прочитанному как к
историям из реальной жизни. Однако, в отличие от Эммы, Изабел менее чувственна и наделена более пылким
воображением. Круг ее чтения более широк, включает романы Бульвер-Литтона,
Диккенса, Теккерея. Брэддон подчеркивает избирательный характер восприятия
художественных текстов героиней и ее принципиальное отличие от Эммы,
заключающееся в понимании различий между книжными мирами и реальностью. Эмма —
заурядна, Изабел — исключительна в силу своего богатого воображения,
компенсирующего ей недостаток романтики в реальной жизни. Если Эмма стремится претворить в жизнь прочитанное, то для Изабел чтение является формой бегства от реальности.
Признавая влияние «Госпожи Бовари» на свое сочинение,
Брэддон сумела создать оригинальный образ читающей героини, в котором также
усматривается влияние ранней повести У. Теккерея «В благородном семействе».